О чём речь
Счётная палата провела оценку внедрения нового подхода в работу контрольно-надзорных органов. Хотим познакомить вас с некоторыми интересными выводами.
Напомним, что с 2021 года работает № 248-ФЗ от 31.07.20 или, так называемый, новый закон о госконтроле. Он ввёл новую модель работы контрольно-надзорных органов — основой должен стать риск-ориентированный подход.
Всё это время шёл переходный период, а с начала 2025 года госорганы должны полностью перейти от временных мораториев на оценку и управление рисками нарушений требований законодательства.
Счётная палата решила проверить, как прошла подготовительный этап, и выяснила, что до конца реформы ещё далеко.
В чём проблемы
Счётная палата проанализировала работу 9 органов контроля и надзора и сделала вывод, что в целом их деятельность соответствует новой концепции в части сокращения проверок и приоритета профилактики:
- в 2023 году количество проверок снизилось в 4 раза по сравнению с 2021 годом;
- число профилактических мероприятий выросло в 2 раза.
Недавно курирующий это направление вице-премьер подводит итоги работы контрольно-надзорной деятельности, он приводил немного иные цифры.
При всём этом, заключили аудиторы Счётной палаты, практика применения системы управления рисками пока не сформировалась.
Какие выявили проблемы:
- индикаторы риска не охватывают все обязательные требования и не обладают прозрачностью и измеримостью;
- растёт количество несогласованных прокуратурой решений о проведении проверок на основании индикаторов рисков;
- информационные системы госорганов не интегрированы с Единым реестром видов федерального государственного контроля.
Проблемы с индикаторами рисков
С 2022 года госорганами ведётся разработка индикаторов риска — их количество выросло в 4,5 раза. При этом они не в полной мере соответствует требованиям № 248-ФЗ:
- критерии отнесения объектов к категориям риска;
- распределение объектов контроля по рискам нарушений.
Это не позволяет госорганам сконцентрироваться на объектах, где обоснован риск причинения вреда и доказана тяжесть возможных негативных последствий.
Только по 2 видам госконтроля, осуществляемым Ространснадзором и Россельхознадзором, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска учитывали все установленные законом требования.
Что касается внеплановых проверок, то их намного больше проводится по поручениям президента, правительства и прокуратуры, нежели чем по индикаторам риска.
Доля внеплановых проверок по индикаторам риска растёт, но незначительно — с 1,3% в 2021 году до 7,2% в 2023 году.
Несогласованные проверки
Счётная палата отмечает рост количества отказов прокуратуры в согласовании проверок по индикаторам риска — в 2023 году 74% решений госорганов о проверках не были согласованы.
Почти 22% отказов были обусловлены отсутствием оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В Счётной палате считают, что это свидетельствует о несовершенстве индикаторов рисков и о субъективном подходе чиновников к их применению. Хотя у инструмента есть перспективы.
Эффективность и перспективы развития инструмента индикаторов рисков подтверждает результативность проверок — 81,7% при внеплановых проверках и 69,3% при плановых.
Остаётся проблема обеспечения качества индикаторов риска — они должны быть направлены на массовые и критичные инциденты, на максимальный охват ими объектов контроля, создание возможности измеримости и верифицированности.
Необходимо минимизировать субъективный подход чиновников к назначению проверок. Это можно сделать путём регламентации и цифровизации процессов, и автоматизацией процесса срабатывания индикатора риска.
Проблемы с информсистемами госорганов
Как уже говорилось выше, не реализована передача информации из ведомственных информсистем в Единый реестр видов контроля и Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, как это предусмотрено № 248-ФЗ.
В результате в разных системах (соответственно, в разных госорганах) содержатся разные сведения, что приводит к путанице и создаёт сложности для осуществления госконтроля.
В 4,7% в 2022 году и 7,5% в 2023 году случаев в реестрах отсутствует указание категории риска объекта контроля, что не позволяет определить правомерность назначения плановых проверок.
В результате в 2023 году не был обеспечен предусмотренный законом 100% охват плановыми проверками объектов с высокой категорией риска. Также отмечается возможность «выпадения» объектов контроля, не отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, из зоны госконтроля.
Несмотря на то, что № 248-ФЗ предусмотрен широкий спектр видов контрольно-надзорных мероприятий, в 90% случаев применяются выездные проверки, которые являются наиболее затратными как для гоорганов и бизнеса.
А что с профилактикой
В условиях перехода на риск-ориентированную модель госконтроля растёт значимость профилактических мероприятий, однако механизм замены контрольно-надзорного мероприятия на профилактическое законом не установлен.
В 248-ФЗ профилактический визит не является обязательным, а на практике он становится простой формальностью, выяснили в Счётной палате.
Показатели программ профилактики госорганов не отражают результаты проводимой профилактической работы, не проводится анализ влияния профилактических мероприятий на уровень риска нарушений требований закона.
Как отметили в Счётной палате, предотвращение вреда охраняемым законом ценностям — вот основная цель госконтроля, при этом показатели проводимой работы не отражают её вклад в достижении цели.
Всё вышеперечисленное создаёт значительные риски по созданию «единого цифрового контура КНД», предусмотренного Концепцией совершенствования контрольно-надзорной деятельности.