+7 (812) 209-16-60

Оценена эффективность перехода контрольной (надзорной) деятельности на новую модель работы

Счётная палата пришла к выводу, что внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов пока не произошло.

07.02.2025

О чём речь

Счётная палата провела оценку внедрения нового подхода в работу контрольно-надзорных органов. Хотим познакомить вас с некоторыми интересными выводами.

Напомним, что с 2021 года работает № 248-ФЗ от 31.07.20 или, так называемый, новый закон о госконтроле. Он ввёл новую модель работы контрольно-надзорных органов — основой должен стать риск-ориентированный подход.

Всё это время шёл переходный период, а с начала 2025 года госорганы должны полностью перейти от временных мораториев на оценку и управление рисками нарушений требований законодательства.

Счётная палата решила проверить, как прошла подготовительный этап, и выяснила, что до конца реформы ещё далеко.

В чём проблемы

Счётная палата проанализировала работу 9 органов контроля и надзора и сделала вывод, что в целом их деятельность соответствует новой концепции в части сокращения проверок и приоритета профилактики:

  • в 2023 году количество проверок снизилось в 4 раза по сравнению с 2021 годом;
  • число профилактических мероприятий выросло в 2 раза.

Недавно курирующий это направление вице-премьер подводит итоги работы контрольно-надзорной деятельности, он приводил немного иные цифры.

При всём этом, заключили аудиторы Счётной палаты, практика применения системы управления рисками пока не сформировалась.

Какие выявили проблемы:

  • индикаторы риска не охватывают все обязательные требования и не обладают прозрачностью и измеримостью;
  • растёт количество несогласованных прокуратурой решений о проведении проверок на основании индикаторов рисков;
  • информационные системы госорганов не интегрированы с Единым реестром видов федерального государственного контроля.

Проблемы с индикаторами рисков

С 2022 года госорганами ведётся разработка индикаторов риска — их количество выросло в 4,5 раза. При этом они не в полной мере соответствует требованиям № 248-ФЗ:

  • критерии отнесения объектов к категориям риска;
  • распределение объектов контроля по рискам нарушений.

Это не позволяет госорганам сконцентрироваться на объектах, где обоснован риск причинения вреда и доказана тяжесть возможных негативных последствий.

Только по 2 видам госконтроля, осуществляемым Ространснадзором и Россельхознадзором, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска учитывали все установленные законом требования.

Что касается внеплановых проверок, то их намного больше проводится по поручениям президента, правительства и прокуратуры, нежели чем по индикаторам риска.

Доля внеплановых проверок по индикаторам риска растёт, но незначительно — с 1,3% в 2021 году до 7,2% в 2023 году.

Несогласованные проверки

Счётная палата отмечает рост количества отказов прокуратуры в согласовании проверок по индикаторам риска — в 2023 году 74% решений госорганов о проверках не были согласованы.

Почти 22% отказов были обусловлены отсутствием оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

В Счётной палате считают, что это свидетельствует о несовершенстве индикаторов рисков и о субъективном подходе чиновников к их применению. Хотя у инструмента есть перспективы.

Эффективность и перспективы развития инструмента индикаторов рисков подтверждает результативность проверок — 81,7% при внеплановых проверках и 69,3% при плановых.

Остаётся проблема обеспечения качества индикаторов риска — они должны быть направлены на массовые и критичные инциденты, на максимальный охват ими объектов контроля, создание возможности измеримости и верифицированности.

Необходимо минимизировать субъективный подход чиновников к назначению проверок. Это можно сделать путём регламентации и цифровизации процессов, и автоматизацией процесса срабатывания индикатора риска.

Проблемы с информсистемами госорганов

Как уже говорилось выше, не реализована передача информации из ведомственных информсистем в Единый реестр видов контроля и Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, как это предусмотрено № 248-ФЗ.

В результате в разных системах (соответственно, в разных госорганах) содержатся разные сведения, что приводит к путанице и создаёт сложности для осуществления госконтроля.

В 4,7% в 2022 году и 7,5% в 2023 году случаев в реестрах отсутствует указание категории риска объекта контроля, что не позволяет определить правомерность назначения плановых проверок.

В результате в 2023 году не был обеспечен предусмотренный законом 100% охват плановыми проверками объектов с высокой категорией риска. Также отмечается возможность «выпадения» объектов контроля, не отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, из зоны госконтроля.

Несмотря на то, что № 248-ФЗ предусмотрен широкий спектр видов контрольно-надзорных мероприятий, в 90% случаев применяются выездные проверки, которые являются наиболее затратными как для гоорганов и бизнеса.

А что с профилактикой

В условиях перехода на риск-ориентированную модель госконтроля растёт значимость профилактических мероприятий, однако механизм замены контрольно-надзорного мероприятия на профилактическое законом не установлен.

В 248-ФЗ профилактический визит не является обязательным, а на практике он становится простой формальностью, выяснили в Счётной палате.

Показатели программ профилактики госорганов не отражают результаты проводимой профилактической работы, не проводится анализ влияния профилактических мероприятий на уровень риска нарушений требований закона.

Как отметили в Счётной палате, предотвращение вреда охраняемым законом ценностям — вот основная цель госконтроля, при этом показатели проводимой работы не отражают её вклад в достижении цели.

Всё вышеперечисленное создаёт значительные риски по созданию «единого цифрового контура КНД», предусмотренного Концепцией совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

Читайте также

24 марта 2025
Когда подавать заявление о льготах по имущественным налогам

В ФНС рекомендуют успеть до 1 апреля, хотя сроков для подачи таких заявлений в Налоговом кодексе не установлено.

21 марта 2025
Как получить оценку финансово-хозяйственного положения компании

ФНС напоминает, что специального для этого создан интерактивный сервис, который можно найти в Личном кабинете юрлица или ИП.

20 марта 2025
Новые шаги в борьбе с онлайн-мошенничеством

Пока Госдума стремительными темпами принимает закон о противодействии кибермошенничеству, Банк России предпринимает меры в рамках своей компетенции.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Гражданский пр. д. 33 корп. 2, оф. 26 (2 этаж), БЦ "Новая Эра"
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить