Напоминаем, банки будут обязаны по запросам налоговых инспекторов предоставлять следующую информацию:
- доверенности и паспорта всех лиц, имеющих доступ к денежным средствам на счёте клиента банка;
- документы, которые регламентируют открытие, ведение и закрытие счетов клиента, в т.ч. договоры на обслуживание с использованием системы «клиент-банк»;
- карточки с образцами подписей и оттиска печати;
- а также, внимание, информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента и т.д.
Впрочем, мы уже об этом писали более подробно. Уже подготовлены бланки для получения таких сведений, вот тут можете с ними ознакомиться.
Желание ФНС получить доступ банковским сведениям очень велико и возникло ещё при прежнем руководителе Михаиле Мишустине в 2018 году. Добиваться цели продолжил Даниил Егоров.
Налоговая служба приложила много сил к борьбе с обналичиванием денежных средств, много усилий к тому, чтобы предприниматели и обычные граждане держали деньги в банках и рассчитывались исключительно безналично, что «обнал» стал снижаться значительными темпами.
По информации ЦБ, сегодня 70% платежей проходит по безналу, т.к. степень проникновения безналичных платежей в стране достаточно высокая. Получается, что теперь основная информация о движении денежных средств находится у банков, следовательно, налоговой надо получить к ней доступ.
Это сейчас пока информация предоставляется по запросам, а впереди, как знать, может появятся новые отчёты для банков, которые автоматически будут коррелироваться с данным с онлайн-касс и АСК НДС.
Можно будет сказать «прощай» не только банковской тайне, а вообще какой-либо приватной жизни. Сейчас, конечно, ФНС тоже может получить достаточно сведений о клиентах банков, но на то должны быть веские причины. В отношении предпринимателей должна быть инициирована проверка, а получение информации о гражданах должны одобрить в Управлении ФНС. Теперь все будет значительно проще.
В ответ банки будут получать цифровые досье на заёмщиков от налоговиков. Это написано в плане, о котором мы недавно писали.
В нём, в частности, предусмотрено совершенствование платформы по взаимодействию с банками.
Платформа по сути уже функционирует — её использовали для оказания мер поддержки предпринимателям в прошлом году.
Банки получали верифицированные данные о заёмщиках из реестров, которые администрирует налоговая служба, поэтому не требовали дополнительные документы и, таким образом, сроки оказания поддержки значительно сокращались.
Одно из направлений работы платформы — формирование досье клиента и профилирование его рисков. Интересно, что подобную платформу с «профилированием рисков» создаёт Центробанк, отчего же к её созданию не привлекли ФНС. Не слишком ли много получается платформ для банков, с которыми они обязаны работать?
Но вернёмся к цифровой платформе ФНС. С её помощью возможно будет осуществлять новые государственные меры поддержки бизнеса, предоставлять услуги клиентам банков без дополнительных «бумаг» в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, при оказании других финансовых услуг, и др.
Выводы можете сделать сами. С одной стороны, это может разгрузить банки и их клиентов за счёт сокращения бумажную волокиту при получении тех или иных услуг. С другой стороны, если не обсуждать неприкосновенность частной жизни, доступ большого количества организаций повышает риск утечки данных.