По его словам, количество выездных налоговых проверок в прошлом году уменьшилось на 32,5%. Это явилось результатом в т.ч. и моратория, который был введён из-за распространения коронавируса, самоизоляции и приостановки работы предприятий.
Также уменьшение количества проверок явилось результатом проводимой ФНС работы по сокращению контрольных мероприятий с одновременным повышением их эффективности. Мы, кстати, не раз писали об этом риск-ориентированном подходе, об этой задаче налоговых органов постоянно говорит глава ведомства Даниил Егоров.
По словам Александра Гнедых, сейчас под проверки попадает 1 из 3 тыс. налогоплательщиков. В результате контрольно-аналитических мероприятий в городской бюджет за прошлый год поступило 13,5 млрд. рублей. Из них 11 млрд. или 82% обеспечено аналитической работой, в результате которой налогоплательщики добровольно уточняют свои налоговые обязательства и выходят из категории риска.
Мораторий был введён с апреля по 30 июня. Затем его отменили в отношении налоговых, валютных и таможенных проверок, оставили лишь в отношении проверок всех остальных контрольно-надзорных органов до конца 2020 года.
При этом предприниматели жаловались, что проверки всё равно продолжались. По закону мораторий не касался внеплановых проверок, которые проводились в отношении предприятий с повышенными рисками, т.е. с повышенным риском нанесения вреда здоровью или жизни людей, возникновению ЧП и т.д. Но предприниматели уверены, что контрольно-надзорные органы злоупотребляли своим правом на внеплановые проверки.
Недавно Корпорация МСП сообщила, что отправила в Генеральную прокуратуру более 250 жалоб от бизнеса на проверки во время моратория. Вероятно, далеко не все бизнесмены активно выразили свою позицию, многие просто не стали заявлять о злоупотреблениях.
С 1 января все проверки возобновлены, за исключением субъектов МСП. Напомним, плановые неналоговые проверки проводятся не более 1 раза в 3 года (за некоторыми исключениями, например, в отношении организаций сферы здравоохранения, образования, торговли лекарственными средствами и др.). Выездные налоговые проверки назначаются, если есть сомнения в добросовестности налогоплательщика. Они назначаются как самостоятельные мероприятия контроля и не ставятся в зависимость от организованных иными уполномоченными органами мероприятий.
В прошлом году был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности, который поставил число и интенсивность проверок в зависимость от рисков, возникающих от деятельности компании.
Законом, помимо прочего, предлагаются новые технологии в виде дистанционного взаимодействия, в т.ч. дистанционная форма выездных проверок, обжалование действий должностных лиц в электронном виде и т.п.
Из-за появления новых правил должны быть отредактированы порядка 130 законов, и это должно быть сделано в отношении федеральных актов к 1 июля, в отношении региональных и муниципальных — к 1 января.
Всего в стране проводится порядка 1,5 млн. контрольных мероприятий. Только в 2020 году их число снизилось до 790 тыс. по причинам, озвученным выше.
Что ещё сообщил руководитель регионального управления ФНС
За прошлый год количество зарегистрированных юрлиц сократилось на 14%. На данный момент на налоговом учёте состоит 239 тыс. юрлиц, из них 82% включены в реестр МСП.
Индивидуальных предпринимателей на учёте 177 тыс., их количество сократилось за год на 2%.
Во время распространения коронавируса к пострадавшим были отнесены 81 тыс. МСП или 24%. Им были предоставлены меры поддержки, в т.ч. по отсрочке или рассрочке уплаты налоговых платежей на общую сумму около 4 млрд. рублей.
На сохранение штата петербургским субъектам МСП из пострадавших отраслей выплачено 5 млрд. рублей из федерального бюджета.
Среди других мер региональной поддержки — снижение ставки по УСН до 5%, снижение налога на имущество на 50% для гостиниц, санаторно-курортной деятельности, собственников, сдающих в аренду недвижимость при определённых условиях, и др.
Когда неделей ранее в Мариинском дворце выступал бизнес-омбудсмен Петербурга Александр Абросимов, он сообщил, что, по его сведениям, пострадавшими считают себя 83% бизнесменов, менее 30% удалось получить поддержку от государства.
В 2020 году омбудсмену поступило 1,2 тыс. запросов от предпринимателей, что на 36% больше, чем в 2019 году. Чаще всего жаловались как раз на трудности с получением господдержки.
Депутаты поинтересовались последствиями отмены ЕНВД. Александр Гнедых рассказал, что в 2019 году на «вменёнке» находилось около 60 тыс. налогоплательщиков.
На сегодняшний день не определились с режимом налогообложения 430 ИП.
Максимум в бюджет города в пандемийном году принес налог на доходы физических лиц — более 300 млрд рублей. На втором месте налог на прибыль организаций — 176 млрд рублей. Но поступления, естественно, снизились по всем понятным причинам. Отрицательную динамику показали общепит, туризм, гостиничный бизнес, а также сферы спорта, отдыха и развлечений.
Александр Гнедых затронул и самозанятых, но почему-то количество не сообщил, сделав акцент на самых популярных профессиях. В городе самозанятыми чаще всего устраиваются водители, рекламщики, айтишники и собственники, сдающие в аренду свои квартиры.
Кроме того, он озвучил размер средней зарплаты по городу — это около 65 тыс. рублей. Петростат, кстати, тоже насчитал сопоставимую цифру. По его данным, самая низкая заработная плата в Петербурге у работников гостиничного бизнеса и общепита — 35 тыс. рублей, а самая высокая у представителей сферы добычи полезных ископаемых — 182,5 тыс. рублей.
Петербургский бизнес-омбудсмен также сообщил ,что в сравнении с апрелем прошлого года в магазинах города произошёл рост цен на продукты — почти на 8%. Правда, не на все, у некоторых товаров стоимость даже понизилась, например, рыба подешевела на те же 8%.