Результаты работы Минфина
В 2023 году доходы Министерства финансов на 11,5% превысили прогнозируемый уровень. Расходы были исполнены на 98,1% от плана.
Объём доходов, администрируемых Минфином, составил 533,2 млрд рублей, что в 2,3 раза больше прогноза и в 5,4 раза выше показателя 2022 года.
◆ Перевыполнен план по ненефтегазовых доходам на 3,11 трлн рублей или на 18,1%. По нефтегазовым доходам план не выполнен на 116,718 млрд или на 1,3%.
◆ Кроме того, в прошлом году в федеральный бюджет поступило 283 вида доходов на общую сумму 883,757 млрд рублей, которые не были учтены в прогнозе поступлений в федеральный бюджет. В частности, например, налог на сверхприбыль.
◆ Как считают в Счётной палате, все это говорит об имеющихся резервах по увеличению доходов.
Счётная палата отметила улучшение исполнения расходов по сравнению с 2022 годом. В 2023 году показатель составил 32,4 трлн или 98,1%. Объём неисполненных расходов составив в 2023 году 613,8 млрд рублей, что меньше по сравнению с 2022 годом на 22,9%.
Результаты работы ФНС
ФНС в 2023 году перевыполнила план по доходам на 9,5% — в федеральный бюджет поступило 19,6 трлн рублей, перевыполнение составило 1,7 трлн рублей.
Среди причин перевыполнения доходов Счётная палата указывает изменение порядка учёта курсовых разниц, рост налоговой ставки в отношении газового конденсата и увеличение импорта товаров из стран членов ЕАЭС.
В общей сложности в консолидированный бюджет в 2023 году поступило 36,2 трлн рублей, администрируемых ФНС. Это на 8% больше, чем в 2022 году. Из них:
- 27% — налог на налог на добычу полезных ископаемых;
- 22% — налог на прибыль;
- 20% — НДС;
- 18% — НДФЛ;
- 13% — другие налоги.
В доходах федерального бюджета доля доходов, администрируемых налоговыми органами, составляет 67,4%, в объёме ВВП — 11,5%.
Расходы в 2023 году ФНС исполнила на 99,8% или на 245,1 млрд рублей, в т.ч. высокий уровень исполнения в Счётной палате отметили по 5 госпрограммам, в которых участвует ФНС.
Контрольно-аналитическая работа ФНС
По её итогам в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд рублей, что на 2% больше 2022 года.
Уровень взыскания доначисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу в 2023 году, составляет 41 % — на 4,7 п.п. выше показателя 2022 года».
Недостатки работы ФНС
По результатам проверки Счётная палата выявила ряд недостатков, допущенных ФНС при исполнении федерального бюджета.
Нарушения в части доходов:
- излишнее начисление процентов за пользование бюджетными средствами;
- несвоевременное осуществление возвратов излишне уплаченных средств;
- неначисление процентов за несоблюдение сроков возврата;
- отражение в отчётности недостоверных показателей задолженности.
В части расходов:
- нарушение порядка доведения лимитных бюджетных обязательств и ведения бюджетной сметы;
- недостаточный контроль за соблюдением сроков внесения изменений в бюджетные сметы;
- отсутствие ежегодной индексации арендной платы на уровня инфляции в договорах территориальных налоговых органов о передаче в аренду (субаренду) недвижимости.
Работа ФНС с долгами налогоплательщиков
В 2023 году просроченные долги налогоплательщиков составили 1,3 трлн рублей, это в 1,3 раза больше 2022 года.
Совокупный долг, включающий долги по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам и т.д., увеличился в 2 раза до 2,37 трлн рублей.
Для сравнения, в 2022 год просроченный долг составлял 1,3 трлн рублей, а общий размер 1,027 трлн.
Правда, как отметили в Счётной палате, такое увеличение вызвано в основном «техническими изменениями».
- В частности, с начала прошлого года в составе задолженности стали учитывать страховые взносы на обязательное социальное страхование, которые составили 644,1 млрд рублей или 27% всех долгов.
- Кроме того, из-за ужесточения денежно-кредитной политики увеличился размер начисленных пеней, это ещё 88 млрд рублей.
- Введение ЕНС и уведомлений по исчисленным налогам увеличило задолженность на 29,7 млрд рублей.
- Задолженность с не наступившими сроками уплаты (предстоящие платежи, не вступившие в силу доначисления, отсрочки и рассрочки по налогам) составили 705,6 млрд рублей.
В целом же, просроченная задолженность по администрируемым ФНС платежам составила 3,6% от общей суммы собранных налогов.
Одновременно с этим в 1,5 раза выросла платёжная дисциплина, а общее число должников сократилось в 1,7 раза. Кроме того, в 2023 году в 1,5 раза реже по сравнению с предыдущими периодами не уплачивались суммы налоговых начислений.
Банкротства по инициативе ФНС
В 2023 году увеличился объём списаний долгов в результате банкротств. По платежам, администрируемым ФНС (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.), было списано 139,7 млрд рублей, что на 34,2% больше 2022 года.
Должники в процессе банкротства выплатили 199,3 млрд, что больше показателя 2022 года на 30,3%.
Общая сумма долгов по налогам и взносам должников в процессе банкротства увеличилась на 5,2% до 1,1 трлн рублей.
В целом количество дел о банкротстве, в которых ФНС представляет интересы государства, увеличилось на 21% до 365,8 тыс., из них:
- 34,7 тыс. в отношении юрлиц;
- 331,1 тыс. в отношении физлиц.