А мы хотим напомнить, что 1 июля вступили в силу основные положения закона о государственном и муниципальном контроле, принятого ещё в прошлом году, — № 248-ФЗ от 31.07.20.
Только за 2 месяца действия закона Генпрокуратура отказала в проведении 47% внеплановых проверок. Всего же в 2021 году прокуратура:
- предупредила более 7,5 тыс. незаконных внеплановых проверок предпринимателей;
- помогла ликвидировать задолженность по исполненным публичным контрактам в размере 27 млрд. рублей;
- всего устранила более 158 тыс. нарушений законов.
Но Генпрокурор считает, что этого недостаточно и следует продолжать работу по минимизации проверочных мероприятий.
Игорь Краснов также сообщил, что административная ответственность должностных лиц за нарушение закона о госконтроле включена в проект нового КоАП, и сейчас решается вопрос о включении подобных норм в действующий КоАП.
Генпрокурор отметил, что, несмотря на господдержку, малых и средних предприятий в стране становится меньше с каждым годом, и следует сокращать на них административное давление.
Мы как-то уже проводили подсчёт — по данным реестра МСП количество субъектов на данный момент около 5,7 млн. За полгода их количество снизилось на 52 тыс., а занятость на 786 тыс. человек.
Особенно сильно это касается ИП — за 9 месяцев число закрывшихся ИП составило 674,8 тыс., это худшая динамика за последние 8 лет.
Генпрокуратура с аппаратом бизнес-омбудсмена организовали совместную проверку соблюдения закона с целью исключить злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов. Как неоднократно указывал Борис Титов, по статистике количество проверок неуклонно сокращается, а на деле проверки просто маскируются под другие виды контроля. Кроме того, в новом законе множество новых видов контроля, что также может привести к злоупотреблениям.
Если вы столкнулись с такими нарушениями, то можете жаловаться бизнес-омбудсмену (в т.ч. региональному), в прокуратуру (в т.к. Генеральную), а также в новый сервис Корпорации МСП, запущенный буквально накануне на базе «Зеркального реестра проверок», который был разработан для получения от бизнеса информации о нарушениях.
Борис Титов ранее сообщал, что:
- в 2020 году общее число проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сократилось на 60%;
- но в 2021-м начало быстро расти.
«По итогам первого полугодия проведено 493 тыс. проверок, это почти столько же, сколько было за весь прошлый год. Очень активизировались проверяющие органы. Между тем самый важный вывод нашего Индекса заключается в том, что снижение числа проверок не привело к количеству опасных инцидентов. Это заставляет задуматься — нужны ли они в принципе в таком количестве?», — отметил бизнес-омбудсмен.
Имеется ввиду «Индекс административного давления», который каждый год составляет аппарат бизнес-омбудсмена. В 2021 году он был представлен уже в третий раз.
Индекс включается в ежегодный доклада бизнес-омбудсмена президенту, и в будущем году будет учитываться при составлении инвестиционного рейтинга АСИ. Напомним, что позиция региона в этом рейтинге традиционно является ключевым показателем успешности работы губернатора.
Индекс учитывает показатели ключевых контрольных ведомств: Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роструда, МЧС, Росздравнадзора и Ространснадзора, на которые в сумме приходится около 60% мероприятий в стране.
В нём анализируются четыре показателя:
- доля предупреждений от общего числа наказаний;
- доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору;
- доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок;
- административный «налог».
А мы напоминаем, что к традиционным проверкам присоединяются проверки соблюдение санитарных норм, в т.ч. как бизнес проверяет QR-коды у клиентов, свидетельствующих о наличии прививки.
Интересно, что на сайтах поиска работы в Петербурге уже стали появляться вакансии контролёров QR-кодов. Правда, в Едином квалификационном справочнике профессий контролёров QR-кодов нет, поэтому называют их по-разному, но обязанности примерно одинаковые. И зарплата неплохая – до 45 тыс. рублей.
Как думаете, ждать ли нам ещё какие-нибудь новые профессии в связи с такой необычной ситуацией?