Напомним, что 1 июля вступили в силу некоторые положения закона о проверках, принятого ещё в прошлом году, — № 248-ФЗ от 31.07.20 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов выдвинул идею о том, что следует проконтролировать соблюдение новых положений закона, чтобы исключить злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов. Такая инициатива, в частности, содержалась в докладе, который Борис Титов представил месяц назад президенту. И вот Генеральная прокуратура и аппарат бизнес-омбудсмена организуют совместный мониторинг.
Если верить статистике, то количество проверок неуклонно сокращается, однако это только по статистике.
На деле те же самые проверки маскируют под другие виды контроля. К тому же вышеупомянутом законом вводятся новые виды контроля — мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, наблюдение за соблюдением требований, выездное обследование и др.
По сути, как отмечал бизнес-омбудсмен в своём докладе, эти виды контроля могут разрастаться до объёмов проверки, что является нарушением и усиливает административное давление на бизнес.
Как сообщается, в аппарате бизнес-омбудсмена прошли консультации с 11 контрольно-надзорными ведомствами: МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом и Росреестром.
Теперь получена поддержка Генпрокуратуры, которая ведёт реестр проверок. Прокурорам поставлена задача активно сотрудничать с региональными бизнес-омбудсменами, участвовать в межведомственных рабочих группах и пресекать случаи необоснованного вмешательства контролирующих органов в деятельность организаций и ИП.
Это также необходимо потому, что разработка подзаконных актов ещё в процессе. Например, недавно мы писали о трудностях в работе МЧС. Ведомство должно начинать применять в своей работе Индикаторы риска нарушения обязательных требований, однако на данный момент отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок работы с этими индикаторами риска.
Нет пока и акта, который заменит Административный регламент исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности. И подобное сейчас творится не только в данной сфере.
Такие индикаторы должны быть разработаны всеми ведомствами, и в каких-то сферах они ещё даже не разработаны.
В аппарате бизнес-омбудсмена настаивают, что в показатели эффективности работы контрольно-надзорных органов должны войти отсутствие нанесения необоснованного ущерба бизнесу.
Эти показатели каждое ведомство должно разработать до 1 марта следующего года.
Помимо активного сотрудничества с прокуратурой аппарат бизнес-омбудсмена планирует оказывать консультационную поддержку предпринимателей по новым правилам госконтроля, по досудебному обжалованию результатов проверок, которое тоже производится по новому порядку, и др.
Поможет предпринимателям формируемая в данный момент Федеральная государственная информационная система «Реестр обязательных требований». Также формируется новый реестр контрольных мероприятий, существующий сейчас, который ведёт Генпрокуратура, станет его составной частью.
Новый реестр будет более полным, туда включат и те мероприятия контроля, которые в предыдущий реестр не попадали. Например, профилактические визиты. На каждое мероприятие будет формироваться QR-код. Если инспектор не предъявляет QR-код, подтверждающий занесение мероприятия в реестр, то его посещение будет считаться незаконным.