Что нового по охране труда и когда ждать
Как оценили в Минтруде, новая редакция главы «концептуально меняет подходы в области охраны труда».
Тут, также, как и во всех остальных областях, переходят от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту. Он предполагает максимальную персонализацию — работодатель будет обязан учитывать риски, возникающие на конкретном рабочем месте, и обеспечивать условия для охраны труда с их учётом.
Причём, оценку профессиональных рисков нужно будет проводить не только для действующих производственных процессов, но и для вновь организованных. Рекомендации по выбору методов оценки и снижению рисков утвердит Минтруд.
Расширяются обязанности работодателя по анализу и оценке условий труда, по выявлению опасностей и профрисков, учёту микротравм и расследования их причин и т.д. Правда, появится и больше возможностей для контроля за безопасностью, например, можно будет использовать оборудование для дистанционной видео и аудиофиксации. Можно будет предоставить дистанционный доступ к наблюдению представителям уполномоченных органов власти.
Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте.
В перечень основных понятий добавили термин «опасность» и ввели новую статью, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Служба охраны труда
Структуру и численность работников Службы охраны труда работодатель должен будет определить с учётом рекомендаций Минтруда. При их отсутствии функции будет выполнять сам работодатель или уполномоченный на это сотрудник. Работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, имеющую соответствующую аккредитацию.
Также нововведениями предусмотрена деятельность Комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или работников. Они организуют совместные действия первого и последних для соблюдения требований по охране труда, предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний и т.д. А также проводят проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информируют работников о результатах проверок.
Спецоценка условий труда
Тут мы сразу должны вспомнить про спецоценку условий труда, которая будет играть ещё большую роль, чем раньше. Если по её результатам рабочим местам будет присвоен 4-й класс, то предприятие должно будет приостановить работу. За сотрудниками нужно будет сохранить места (должности) и средний заработок.
После того, как будут предприняты меры по устранению выявленных опасных условий труда и проведения повторной спецоценки, которая это подтвердит, можно будет возобновлять работу.
Спецодежда
В ст. 76 Трудового кодекса внесена поправка, вводящая новое основание для отстранения сотрудника от работы (№ 311-ФЗ от 02.07.21). Указанная статья, как вы знаете, регламентирует именно отстранение от работы, и в ней появится новый абз. 6.
Этот новый абзац разрешит отстранять сотрудника от работы в случае, если он не применяет выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, которые обязательны при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, либо выполняемых в особых температурных условиях.
Средства индивидуально защиты
Тут тоже пригодятся выводы спецоценки, т.к. обеспечивать ими работников нужно будет с учётом вредных производственных факторов на рабочих местах, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было ранее.
ЭДО
В области охраны труда тоже можно будет использовать ЭДО. Также, как и с наблюдением, можно будет предоставить удалённый доступ уполномоченным органам власти.
Напомним, что с 1 января этого года вступили в силу 40 обновлённых Правил по охране труда в связи с регуляторной гильотиной.
Если какие-то изменения касаются ваших производственных процессов, то необходимо внести эти изменения в локальную документацию; провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда; провести внеплановый инструктаж на рабочем месте для своих сотрудников.
Затронуты практически все сферы, если вас это интересует обращайтесь, мы готовы помочь в этом вопросе.
Ну, и чтобы «два раза не вставать», обратим ваше внимание на ещё одно нововведение, которое позволит напечатать запись в бумажной трудовой книжке на принтере. Это будет возможно с 1 сентября текущего года по 1 сентября 2027 года, пока будет действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек (письмо Минтруда № 14-6/ООГ-5976 от 29.06.21).
Запись в бумажную трудовую книжку или вкладыш в нее может вноситься помимо принтера:
- световодостойкими чернилами (пастой, краской, гелем) черного, синего или фиолетового цвета;
- в виде оттиска штампа (печати).
Причём записи могут вноситься как полностью, так и частично. А вот тут мы писали о новых правилах ведения трудовых книжек.