Мы уже неоднократно рассказывал о № 248-ФЗ от 31.07.20 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вот здесь есть подробности. В общем-то, все новые положения имеют силу для всех ведомств, но есть и отраслевые изменения.
Для начала отметим, что полностью отменяется практика сплошных проверок, их необходимость и периодичность будет отдельно определяться по каждой категории риска и по каждому объекту.
Распределять по категориям будут в зависимости от состояния пожарной безопасности на предприятии и добросовестности собственников в этих вопросах.
Соответственно, больше внимания будут уделять объектам повышенного риска, а добросовестные предприятия будут посещать реже. Низкая категория риска будет вовсе избавлена от плановых проверок. В целом, время проверки сократится с 20 до 10 рабочих дней.
Предприниматели смогут и самостоятельно оценивать правильность отнесения к той или иной категории риска.
Плановые проверки сокращаются, зато растёт число внеплановых мероприятий. Вводятся новые виды контроля — инспекционный визит, рейдовый осмотр, выборочный контроль, документарная проверка.
Собственно, о них мы тоже писали, это общее нововведение для всех сфер контроля и надзора.
Например, инспекционный визит будет вызван необходимостью оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности, создающих реальную угрозу здоровью или жизни людей. Причём, о нём предпринимателя предупреждать не должны.
Внеплановые и все остальные будут проводиться в зависимости от «срабатывания» индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Их разработали и утвердили приказом МЧС № 364 от 07.06.21. Ранее они этим ведомством не применялись.
Индикаторы не обязательно отражают непосредственно нарушения, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о возможном их наличии и, соответственно, возрастании риска и необходимости внепланового мероприятия.
Например, одним из индикаторов риска является 3 и более ложных срабатываний в течение 30 дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут находиться 50 и более человек. Т.е. если часто происходят ложные срабатывания, значит, системы неисправны или за ними плохо следят, или есть другая причина их плохой работы. Но это явный риск и поэтому нужна внеплановая проверка (или другое мероприятие, это должно решить ведомство).
Но как всегда, в законе одно, а на деле другое, и у предпринимателей сейчас очень много вопросов. В частности, например, как орган госпожнадзора узнает об этих ложных срабатываниях? Предприниматели сообщать не обязаны, и не налажена процедура поступления сигнала в подразделения пожарной охраны или в орган ГПН.
На данный момент отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок работы с этими индикаторами риска.
Нет пока и акта, который заменит Административный регламент исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
И подобное сейчас творится не только в данной сфере.
Что ещё предполагается нового:
- Будут созданы информационные системы, собирающие и анализирующие сведения о соблюдении или несоблюдении контролируемыми лицами вышеуказанных требований. При этом сбор, обработка, анализ и учёт сведений в целях определения индикаторов риска должны осуществляться надзорным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
- Вперёд обещают вывести профилактическую работу — это информирование, объявление предостережения, осуществление консультирования и др. Кстати, среди таких мер профилактический визит. Обязательным он станет в отношении объектов повышенного риска, а также объектов образования, детских лагерей, соцуслуг с проживанием, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи и т.д. (Как бы он не превратился из профилактической меры в санкционную).
- И, наконец, вводится дистанционная взаимодействие ведомства и проверяемых лиц, т.е. полнейшая цифровизация, которой государство так активно добивается в последнее время.