Накануне мы писали о собираемости налогов, об этом Даниил Егоров рассказал на рабочей встрече с президентом Владимиром Путиным. Были подведены итоги за 10 месяцев текущего года и результаты оказались весьма неожиданными, поинтересуйтесь.
Кроме этого, глава ФНС успел принять участие в пленарном заседании XVI Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики», состоявшегося под эгидой Торгово-промышленной палаты. Там глава ФНС рассказал о последних достижениях налоговой службы, в первую очередь, о достижениях цифровизации рабочих процессов ведомства.
Даниил Егоров сообщил, что уже на данный момент налогоплательщикам по личным кабинетам рассылаются уведомления о рисках приостановки движения денежных средств по счетам.
В ближайшем будущем появится публичный ресурс с информацией о таких рисках, что позволит налогоплательщикам посмотреть на себя «глазами налоговой инспекции».
Напоминаем, что блокировка счетов может состояться не только по инициативе налоговых органов, но и по решению банка, в котором открыт счёт. Бороться с такими блокировками помогают наши комплаенс-менеджеры.
К концу зимы планируется централизовать работу с юрлицами и ИП в части лицевых счетов. Планируется, что всё администрирование будет исходить из одной точки вне зависимости от того, в каком регионе открыты филиалы, находится имущество и т.д.
Цель — снятие неопределённости в плане того, какая инспекция наложит блокировку счёта. По словам руководителя ФНС, принято решение, что налоговые органы переходят на сальдированный результат. Будут подсчитываться все плюсы и минусы — если сальдо положительное, то из инспекции автоматически подаётся справка об отсутствии долгов.
Конечно же, он затронул и другой аспект цифровизации налоговой службы — автоматизация позволила во время первой волны оперативно организовать выдачу льготных кредитов бизнесу, субсидий на зарплату, выплат семьям с детьми. А также предоставлять государству информацию для принятия важных социально-экономических решений.
Одно из направлений цифровизации работы службы — тотальное внедрение онлайн-кассам, благодаря чему информация о покупках-продажах поступает в ФНС с задержкой всего в 1,5 минуты. Во время первой волны это также сослужило свою службу — позволило оценить, какие именно отрасли пострадали от введённых ограничений.
Но возможности цифровизации работы налоговой службы этим не ограничиваются. Как ожидается, в будущем это приведёт к снижению количества отчётности для юрлиц и ИП, а также для физлиц.
Как сообщил Даниил Егоров, избавление от налоговой и бухгалтерской отчётности — одна из тенденций развития ФНС, причём не одного последнего года.
Что-то уже воплощается в жизни, например, со следующего года гражданам проще станет получать налоговые вычеты — за счёт сокращения количества документов, которые потребуется предоставить для их получения. Информацию ФНС будет получать автоматически и также начислять деньги к выплате.
Итоговые расчёты будет появляться в Личном кабинете налогоплательщика, которому останется только выбрать, на какой счёт перевести средства. Это касается и вычетов на покупку, и на проценты кредитов, и инвестиционного вычета и др.
«Только тогда, когда мы говорим о том, что мы забираем на себя ведение налогового учёта и расчёт налогов, вот тогда мы оказываемся в той ипостаси, которая становится нам интересна. Потому что в этом случае мы оказываемся в состоянии, которое определяет нашу цель, как незаметное налоговое администрирование», — сказал глава ФНС.
Реализации этого вектора развития послужит в т.ч. совершенствование электронного документооборота. По утверждению Даниила Егорова, сегодня в нашей стране в электронном виде проходит не более 10% документооборота, а это 16 млрд. документов в год и 5 млн. человеко-часов трудозатрат. Однако при этом даже то, что хранится в электронных базах архивах — это чаще всего файлы pdf, т.е. сканы с бумажными документами, по сути просто фотографии, с которыми невозможно работать.
Как считает руководитель ведомства, необходимо до 2024 года внедрить в стране 100% электронный документооборот. Таким образом, все смогут извлечь выгоду из цифровизации оборота — и государство, и бизнес.
В итоге всё это вместе должно избавить и госорганы, и налогоплательщиков от издержек и разного рода ошибок.