Минэкономразвития и Корпорацией МСП приступили к оценке эффективности цифровых сервисов, предназначенных для помощи предпринимателям.
Для этого на портале размещена общедоступная анкета — до 12 марта можно выразить своё мнение по вопросам цифровизации.
Зачем это нужно
Как считают в ведомстве и Корпорации, за весну, да и остальные месяцы прошлого года, деятельность субъектов МСП претерпела сильнейшие изменения. Всё это могло привести к изменению запросов к цифровизации их жизни и деятельности.
Нужно выяснить все потребности, а потом внедрить необходимые сервисы и услуги в единый портал — как сейчас модно говорить, в единую экосистему мер поддержки.
В связи с уже упомянутой (да и всем известной) ситуацией, данная идея была включена в федеральный проект «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».
Федеральный проект — это составляющая, как бы часть работы, в рамках национального проекта, в данном случае «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».
Её уже анонсировали летом, пока что в тестовом режиме — государственная цифровая платформа поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
Для подключения нужна регистрация или учетная запись на Госуслугах.
И что в результате
Обещают, что по итогам создания такой платформы доступ к необходимой информации будет простым, а получение мер поддержки удобным. При желании со стороны предпринимателя, ему могут указать дальнейший вектор развития и акселерации бизнеса. Причём подход обещают индивидуальный, адресный и проактивный.
Вообще, конечно, что касается мер поддержки, самой «больной» для предпринимателей темы, то их достаточно и на государственном, и на региональном уровнях. И не обязательно только «пандемийных», были и до этого. Например, мы писали, как получить деньги на открытие своего дела, а также на его дальнейшее развитие вне зависимости от распространения коронавируса и участия компании в разного рода реестрах.
В связи с пандемией было введено множество других мер поддержки, в т.ч. освобождение от налогов, льготное кредитование, снижение ставок по аренде и т.д. Однако, как показали опросы, предприниматели не знали об этих мерах. Даже не могли догадаться, что им положена какая-то поддержка. Не говоря уже о том, что значительному количеству так и не удалось «победить» запутанные условия предоставления этих мер.
В общем, в итоге создания платформы состоится полномерный переход на электронные форматы, и повысится доступность финансовых и нефинансовых инструментов поддержки бизнеса.
Что надо делать
В верхах считают, и, в общем справедливо, что востребованной данная платформа станет только когда сами предприниматели скажут, что им нужно для развития. Надо быть в постоянном диалоге с предпринимателями, считают власти, и опрос — это удобная и эффективная форма получения обратной связи от бизнеса.
Поэтому призывают всех пройти опрос и принять участие в создании экосистемы. Что ж, если хотят учитывать потребности и пожелания предпринимателей, мы с интересом заглянули в опрос.
Помимо пожеланий и ожиданий, которые можно оставить в т.ч. и в свободном формате, в анонсе было написано о необходимости оценки удобства и доступности действующих сервисов. Не очень было понятно, о чём именно идёт речь и какие существующие сервисы нужно оценить. Возможно, мы просто не очень хорошо осведомлены. А вы чем-то пользуетесь, кроме Личного кабинета на портале ФНС и Госуслуг?
В опросе, собственно, тоже никаких конкретных сервисов не указано. Да и сами вопросы не очень конкретные. Например, какие онлайн-сервисы вы считаете наиболее важными для бизнеса? Среди ответов: подбор финансирования, подбор рынков сбыта, социальная сеть для предпринимателей и др.
Или вот — с какой вероятностью Вы бы воспользовались сервисом по подбору оптимальной организационно-правовой формы / рыночной ниши для бизнеса / оптимального места для размещения бизнеса в вашем городе? Интересно, как это будет выглядеть — в форме очередных опросов с расплывчатым результатом? А ведь обещали индивидуальный подход.
Другой вопрос — с какой вероятностью вы бы воспользовались сервисом по индивидуальному подбору маркетплейсов для размещения вашей продукции / по помощи в регистрации и размещению продукции на маркетплейсах / по подбору сбытовых цепочек и т.д.
В общем, можете сами изучить перспективные направления, в которых государство собирается реализовывать свою помощь и поддержку.
Цифровизация
Цифровизация, клиентоориентированность, внедрение ЭДО, создание разного рода сервисов и использование больших данных — любимый конёк ФНС, и странно, что она не заявлена в качестве участника. Возможно, это оттого, что у ФНС цель другая — не столько помощь бизнесу, сколько сбор максимального количества налогов.
Не один год уже нам твердят, что применение цифровых инструментов незаметного налогового администрирования способствуют обелению бизнеса и созданию условий для честной конкуренции.
Под незаметными инструментами подразумеваются, например
Самозанятые,
которым не надо посещать налоговую, чтобы зарегистрироваться, не нужно сдавать отчётность, и даже налог за них рассчитывает сама ФНС;
Программа АСК НДС-2,
которая контролирует цепочки добавленной стоимости и не позволяет делать сомнительные налоговые вычеты, а также выявляет компании с признаками фиктивности;
АСК ККТ,
которая формирует чеки и автоматически передаёт в налоговую данные о транзакциях;
Система налогового мониторинга,
которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщиков и их бухгалтерской и налоговой отчетности.
Что нас ждёт
Повсеместный ЭДО,
что позволит автоматически исчислять налог за счёт доступа к первичным документам в реальном времени, в итоге ФНС сможет удерживать налоги прямо в момент транзакций. Вообще, законопроект о ЭДО весьма обширный, мы недавно писали, а тут вкратце цели:
- сокращение затрат на обработку и хранение бумажных документов;
- повышение прозрачности осуществляемых сделок;
- использование информации в разного рода ГИС вместо документов, представляемых ООО и ИП;
- с 2022 года увеличение электронных документов между организациями минимум на 20% в год;
- с 2023 года снижение количества истребуемых налоговой бумажных документов на 10%;
- до конца 2024 года перевод в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% накладных.
Цифровая идентификация налогоплательщиков,
т.е. создание единой точки доступа ко всем данным о налогоплательщиках, которые аккумулируются в различных органах власти.
В общем, о повышении собираемости налогов ФНС заботится блестяще, как вы видите.
Как сообщают в самой ФНС, об активном процессе обеления бизнеса свидетельствует динамика поступления налогов, которая ежегодно опережает темпы роста экономики. Динамика сбора страховых взносов также опережает динамику темпов роста заработной платы. И это тенденция в т.ч. 2020 года (хотя все и говорят о каком-то кризисе).
К чему мы всё это? К тому, что хорошо бы с поддержкой предпринимателей справлялись также. Во время пандемии именно ФНС стала оператором оказания мер государственной поддержки, только у этой службы хватило «цифровой зрелости». Нам остаётся только надеяться на это... И голосовать в опросе)