+7 (812) 209-16-60

Миллиарды рублей на информсистему, которая «полностью не востребована»

Накануне состоялся отчёт Счётной палаты о работе в 2023 году в Государственной думе.

28.03.2024

Основные итоги работы Счётной палаты в 2023 году

Но сначала общие результаты работы  2023 году Счётная палата завершила 332 мероприятия, по итогам которых было выявлено 4,8 тыс. нарушений на общую сумму 2,1 трлн рублей. В денежном выражении наибольшая доля или 74%.пришлась на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту и бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчётности — выявлено 627 фактов на сумму 1,6 трлн рублей.

По итогам мероприятий:

  • направлено 260 представлений об устранении нарушений;
  • возбуждено 132 дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 126 должностных лиц;
  • в бюджеты всех уровней и бюджет Союзного государства обеспечен возврат средств в сумме 26,4 млрд рублей. 

Вы можете самостоятельно ознакомиться с результатами аудита по направлениям деятельности, а мы хотим обратить ваше внимание на нарушения в сфере поддержки субъектов МСП. 

Отдельным направлением шёл аудит цифрового развития и господдержки предпринимательства.

В этом направлении в прошлом году провели 14 контрольных мероприятий, в т.ч. 5 в рамках контроля исполнения бюджета. Были выявлены нарушения на сумму 14,1 млрд рублей. 

Предлагаем ознакомиться с некоторыми подробностями работы Счётной палаты в этом направлении. 

Государственная информподдержка

В Счётной палате выявили, что информационная поддержка оказывается субъектам МСП ненадлежащим образом. В частности, информация на информресурсах ответственных госорганов на федеральном и региональном уровне носит фрагментарный характер и не охватывает все меры поддержки.

Кроме того, установлено наличие в интернете альтернативных источников информации о мерах господдержки, что отрицательно влияет на удобство пользователей. 

Информационная система «Мой бизнес»

Был проведён аудит информсистем, используемых для планирования, предоставления и мониторинга мер поддержки субъектов МСП, объектами мероприятий являлись Минэкономразвития, ФНС и Корпорация МСП.

В итоге было установлено отсутствие единой информсистемы, включающей полную информацию о секторе МСП, мерах поддержки и результатах предоставления.

Минэкономразвития должно было создать такую систему — автоматизированную информационную систему «Мой бизнес». 

С 2019 по 2021 год совокупные затраты МЭР на создание этой системы составили около 2 млрд рублей. Однако система в эксплуатацию не вводилась и с 2021 года не востребована в полном объёме. 

Счётная палата увидела в этом признаки причинения материального ущерба бюджету РФ в размере почти 2 млрд рублей, на основании чего направила обращение в Генпрокуратуру.

Если вы помните, Корпорация МСП обещала нам создать подобную систему на портале МСП.рф —  собрать воедино меры федеральной и региональной поддержки, однако регионы не очень охотно подключаются к информированию.

В Счётной палате тоже считают, что МСП.рф могла бы стать альтернативой не созданной Минэкономразвития системе, однако нужно законодательно закрепить требования к проведению такого эксперимента.

Наццель и нацпроект

В Счётной палате отметили, что недостаточно проработан расчёт показателей наццели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Например, по численности занятых в МСП он завышен на 14,5%. а по итогам 2022 года 7 из 13 показателей нацпроекта перевыполнены более чем на 25%, что также свидетельствует о недостаточно качественной проработке их значений.

В отношении показателей отмечаются нарушения, связанные с несоответствием расчётов утверждённым методикам и недостоверностью используемых для расчётов источников информации. Всё это влечёт риски несопоставимости значений показателей за весь период реализации нацпроекта и препятствует комплексной интерпретации результатов его реализации.

Реестр получателей поддержки

Одним из этих недостоверных источников, на основе которых рассчитывают показатели нацпроекта, является Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки

В Счётной палате выявили, что недостатки нормативного регулирования,  и отсутствие ответственности поставщиков привели к тому, что реестр содержит недостоверные и неполные данные об этой самой поддержке. 

Мы, кстати, уже об этом писали, — когда реестр только запустили, предприниматели начали массово проверять наличие своих компаний в реестре и узнали много интересного: что им были предоставлены широчайшие меры поддержки, которых на самом деле не было. 

В Счётной палате считают, что использование данных Реестра МСП — получателей поддержки в качестве источника данных для принятия решений невозможно. 

При этом на данных реестра основан расчёт 2 показателей нацпроекта МСП.

Деятельность госорганов

Также Счётная палата выявила нарушения и недостатки при ведении закупочной деятельности:

  • контрактация ФНС работ после их фактического выполнения на сумму 305 млн рублей;
  • закупки Корпорацией МСП работ у единственного исполнителя с признаками ограничения конкуренции (услуги по предоставлению центров обработки данных «Ростелекома» и по разработке программного обеспечения ДЦ 3Дата).

Установлены нарушения при ведении учёта, в частности, на 1 трлн рублей со стороны ФНС — неполное отнесение расходов на развитие АИС «Налог-3» на увеличение балансовой стоимости.

В итоге Счётная палата направила представления объектам проверки и информационные письма в Правительство, ФАС, Генпрокуратуру, Совет Федерации и Госдуму. 

Промежуточные итоги

Подведены промежуточные итоги реализации аудита реализации мер поддержки МСП за 2022-23 годы — на протяжении нескольких последних лет сохраняется несбалансированность действующей системы стратегического планирования в сфере МСП. 

Рекомендации по актуализации положений Стратегии развития МСП на период до 2030 года не реализованы.

Например, основным ориентиром Стратегии является увеличение к 2030 году доли МСП в ВВП с 20 до 40%. 

При этом с 2018 года вклад МСП в ВВП не превышал 21%.

С тех пор отсутствовала положительная динамика целевых индикаторов по количеству субъектов МСП и доле работников, занятых в этих субъектах. Следовательно, необходимы дополнительные стимулы для развития предпринимательства и привлечения инвестиций в сектор МСП.

Востребованность рекомендаций

И напоследок не о МСП, но тоже интересное: стратегическая цель Счетной палаты — расширение возможностей достижения наццелей за счёт совершенствования системы аудита.

Индикатором достижения этой цели является востребованность рекомендаций, выданных Счётной палатой. А главным признаком востребованности является их фактическое выполнение объектами аудита.

  • В 2019-23 годах было выполнено почти 1,8 тыс. рекомендации из 3 тыс. выданных, или 57%;
  • Приоритетных рекомендаций выполнено 656 из 1 тыс., или 60%. 

Для сравнения, на конец 2022 года было выполнено 1,4 тыс. рекомендаций из 2,5 тыс. выданных, или 54%. Приоритетных рекомендаций выполнено 554 из 1 тыс., или 55%. 

Читайте также

27 апреля 2024
Нововведения мая

По традиции рассказываем, что нового ждёт всех нас в мае 2024 года и далее.

26 апреля 2024
У налогоплательщика теперь одно платёжное сальдо на всю страну

И снова о работе Единого налогового счёта говорил руководитель ФНС Даниил Егоров накануне, выступая на Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.

25 апреля 2024
Надо ли платить налоги

Вопрос может показаться вам странным, но мы получили его от наших клиентов (кстати, не от одного). Поэтому мы решили отдельно выразить своё мнение по этому поводу.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить