А точнее, о рисках вовлеченности клиентов в совершение сомнительных операций. Речь идёт исключительно о юрлицах и ИП (исключая банки, госорганы и органы местного самоуправления), подобного сервиса в отношении физлиц пока не намечается.
Цель запуска платформы ЗСК, как говорится в пояснительной записке к закону, это оптимизация подходов к противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). А также защита интересов добросовестных клиентов банков.
Планируется, что в полном объёме платформа «Знай своего клиента» заработает с 1 июля 2022 года.
В итоге запуска платформы нагрузка со стороны комплаенс-контроля банков на добросовестных клиентов должна быть снижена.
Уйдут превентивные ограничительные меры со стороны банков, снизятся расходы бизнеса на борьбу с этим, уменьшится количество запросов одной и той же информации от разных банков и т.д. Также уменьшится время на осуществление расчётов между субъектами предпринимательской деятельности, т.к. не нужен будет «противолегализационный» контроль.
Это позволит предпринимателям спокойно вести свою деятельность, а банкам сосредоточиться на действительно сомнительных операциях.
В чём смысл этой платформы, мы уже много писали. А также о тех спорах, что возникали вокруг разработки платформы.
- Банки были возмущены тем, что их пытаются сделать частью уголовно-исполнительной системы, хотя они к ней никакого отношения не имеют. У них нет специальных знаний и полномочий для оценки криминальных наклонностей клиентов. Это в разы увеличивает риски создания неумышленных препятствий для добросовестных предпринимателей. Кроме того, по решениям регулятора ответственность придётся нести им.
- Бизнес тоже был против, преимущественно из-за возможных ошибочных отнесений к той или иной категории: как в таком случае вернуть себе репутацию. А также многим не нравилось подразделение на цвета, т.к. это ущемляет права и свободы владельцев компаний. Кстати, разделение на цвета позже убрали из законопроекта, однако они остались как бы неофициально, в пояснениях и пресс-релизах.
Итак, теперь ЦБ будет распределять клиентов банков по уровням риска: высокий, средний и низкий (ранее хотели присваивать им цвета, соответственно, красный, жёлтый и зелёный цвета).
А также будет ежедневно доводить эту информацию до кредитных организаций.
У Центробанка многолетняя практика выявления и квалификации сомнительных операций, а также многократно большие в сравнении с банками информационные ресурсы, он способен осуществлять мониторинг всего банковского сектора.
Релевантность оценок регулятора, подтверждаемая банками, по клиентам и их операциям составляет около 99%, как отмечается в пояснительной записке.
Примерно будет следующим образом:
- низкий уровень риска будут присваивать компаниям, ведущим реальную хозяйственную деятельность;
- средний уровень тем, кто совмещает реальную и теневую части хозяйственной деятельности, участвует в теневом обороте неучтенной наличной выручки, ведёт деятельность в секторах экономики с повышенными рисками и др.;
- высокий уровень присвоят тем, кто не осуществляет реальной хозяйственной деятельности, регистрируется на подставных физлиц и контролируется третьими лицами, затрудняет работу налоговых и правоохранительных органов и т.д.
Критериев отнесения клиентов к той или иной группе риска ещё нет, они будут разработаны совместно ЦБ И Росфинмониторингом. Они будут основываться на следующей информации:
- о видах и характере деятельности юрлиц и ИП;
- об учредителях и руководителях;
- о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов);
- об операциях по счетам;
- об аффилированности с иными юрлицами и Ип, осуществляющими подозрительные операции;
- поступающей от федеральных органов исполнительной власти.
Интересно, что в окончательном варианте банкам всё же разрешили пользоваться платформой на своё усмотрение, а не в обязательном порядке. Кроме того, самостоятельно принимать решение по каждому клиенту. При этом правила работы устанавливаются одни для всех.
- Будет создана экосреда «зелёных» клиентов — их операции должны проводиться беспрепятственно. Банки не смогут им отказать в заключении договора, расторгнуть с ним договор, а также отказать в переводе денежных средств юрлицу или ИП, которые также отнесены к группе низкого уровня риска.
- Для клиентов с высоким уровнем риска устанавливается запрет на все операции. Такие лица, считают в ЦБ, не ведут реальной деятельности, они специально создаются для проведения сомнительных операций.
По оценкам ЦБ, низкий уровень риска присвоен около 99% клиентов банков, средний уровень риска — 0,3% клиентов, высокий уровень не превышает 0,7%. Общее число субъектов предпринимательской деятельности — около 7,1 млн.
У компаний будет оспорить присвоенный им уровень риска и наложенные ограничительные меры.
Для этого нужно будет обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России или в суд.
Компетенция и состав комиссии расширяется, туда войдут представители ФТС, ФНС, Минэкономразвития, бизнес-омбудсмен, организации предпринимательского сообщества и др.
Вообще, банки и сегодня обязаны оценивать риски проведения клиентами подозрительных операций и принимать меры по снижению этих рисков. Теперь они смогут использовать информацию Банка России в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку уровня риска клиента.
Результаты, которых следует ожидать от внедрения платформы:
- снижение объемов подозрительных операций;
- снижение уровня вовлечённости банков в проведение сомнительных операций;
- повышение эффективности работы комплаенс-систем банков;
- большая информативность направляемых банками в Росфинмониторинг сообщений;
- снижение расходов из-за фокусировки только на клиентах с высокими рисками;
- сокращение времени проверок рисков контрагентов клиента;
- повышение эффективности национальной системы ПОД/ФТ.
Надеемся, если что, вы помните, куда обращаться — наши комплаенс-менеджеры каждый день трудятся для вас.