+7 (812) 209-16-60

Госдума приняла закон о платформе «Знай своего клиента»

Банк России создаёт информационный сервис — платформу «Знай своего клиента», с помощью которого банки смогут получать информацию о своих клиентах.

10.12.2021

А точнее, о рисках вовлеченности клиентов в совершение сомнительных операций. Речь идёт исключительно о юрлицах и ИП (исключая банки, госорганы и органы местного самоуправления), подобного сервиса в отношении физлиц пока не намечается. 

Цель запуска платформы ЗСК, как говорится в пояснительной записке к закону, это оптимизация подходов к противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). А также защита интересов добросовестных клиентов банков.

Планируется, что в полном объёме платформа «Знай своего клиента» заработает с 1 июля 2022 года.

В итоге запуска платформы нагрузка со стороны комплаенс-контроля банков на добросовестных клиентов должна быть снижена. 

Уйдут превентивные ограничительные меры со стороны банков, снизятся расходы бизнеса на борьбу с этим, уменьшится количество запросов одной и той же информации от разных банков и т.д. Также уменьшится время на осуществление расчётов между субъектами предпринимательской деятельности, т.к. не нужен будет «противолегализационный» контроль. 

Это позволит предпринимателям спокойно вести свою деятельность, а банкам сосредоточиться на действительно сомнительных операциях.

В чём смысл этой платформы, мы уже много писали. А также о тех спорах, что возникали вокруг разработки платформы. 

  • Банки были возмущены тем, что их пытаются сделать частью уголовно-исполнительной системы, хотя они к ней никакого отношения не имеют. У них нет специальных знаний и полномочий для оценки криминальных наклонностей клиентов. Это в разы увеличивает риски создания неумышленных препятствий для добросовестных предпринимателей. Кроме того, по решениям регулятора ответственность придётся нести им.
  • Бизнес тоже был против, преимущественно из-за возможных ошибочных отнесений к той или иной категории: как в таком случае вернуть себе репутацию. А также многим не нравилось подразделение на цвета, т.к. это ущемляет права и свободы владельцев компаний. Кстати, разделение на цвета позже убрали из законопроекта, однако они остались как бы неофициально, в пояснениях и пресс-релизах. 

Итак, теперь ЦБ будет распределять клиентов банков по уровням риска: высокий, средний и низкий (ранее хотели присваивать им цвета, соответственно, красный, жёлтый и зелёный цвета).

А также будет ежедневно доводить эту информацию до кредитных организаций. 

У Центробанка многолетняя практика выявления и квалификации сомнительных операций, а также многократно большие в сравнении с банками информационные ресурсы, он способен осуществлять мониторинг всего банковского сектора. 

Релевантность оценок регулятора, подтверждаемая банками, по клиентам и их операциям составляет около 99%, как отмечается в пояснительной записке.

Примерно будет следующим образом:

  • низкий уровень риска будут присваивать компаниям, ведущим реальную хозяйственную деятельность;
  • средний уровень тем, кто совмещает реальную и теневую части хозяйственной деятельности, участвует в теневом обороте неучтенной наличной выручки, ведёт деятельность в секторах экономики с повышенными рисками и др.;
  • высокий уровень присвоят тем, кто не осуществляет реальной хозяйственной деятельности, регистрируется на подставных физлиц и контролируется третьими лицами, затрудняет работу налоговых и правоохранительных органов и т.д.

Критериев отнесения клиентов к той или иной группе риска ещё нет, они будут разработаны совместно ЦБ И Росфинмониторингом. Они будут основываться на следующей информации:

  • о видах и характере деятельности юрлиц и ИП;
  • об учредителях и руководителях;
  • о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов);
  • об операциях по счетам;
  • об аффилированности с иными юрлицами и Ип, осуществляющими подозрительные операции;
  • поступающей от федеральных органов исполнительной власти.

Интересно, что в окончательном варианте банкам всё же разрешили пользоваться платформой на своё усмотрение, а не в обязательном порядке. Кроме того, самостоятельно принимать решение по каждому клиенту. При этом правила работы устанавливаются одни для всех. 

  • Будет создана экосреда «зелёных» клиентов — их операции должны проводиться беспрепятственно. Банки не смогут им отказать в заключении договора, расторгнуть с ним договор, а также отказать в переводе денежных средств юрлицу или ИП, которые также отнесены к группе низкого уровня риска.
  • Для клиентов с высоким уровнем риска устанавливается запрет на все операции. Такие лица, считают в ЦБ, не ведут реальной деятельности, они специально создаются для проведения сомнительных операций. 

По оценкам ЦБ, низкий уровень риска присвоен около 99% клиентов банков, средний уровень риска — 0,3% клиентов, высокий уровень не превышает 0,7%. Общее число субъектов предпринимательской деятельности — около 7,1 млн. 

У компаний будет оспорить присвоенный им уровень риска и наложенные ограничительные меры. 

Для этого нужно будет обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России или в суд. 


Компетенция и состав комиссии расширяется, туда войдут представители ФТС, ФНС, Минэкономразвития, бизнес-омбудсмен, организации предпринимательского сообщества и др. 

Вообще, банки и сегодня обязаны оценивать риски проведения клиентами подозрительных операций и принимать меры по снижению этих рисков. Теперь они смогут использовать информацию Банка России в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку уровня риска клиента.

Результаты, которых следует ожидать от внедрения платформы:

  • снижение объемов подозрительных операций;
  • снижение уровня вовлечённости банков в проведение сомнительных операций;
  • повышение эффективности работы комплаенс-систем банков;
  • большая информативность направляемых банками в Росфинмониторинг сообщений;
  • снижение расходов из-за фокусировки только на клиентах с высокими рисками;
  • сокращение времени проверок рисков контрагентов клиента;
  • повышение эффективности национальной системы ПОД/ФТ.

Надеемся, если что, вы помните, куда обращаться — наши комплаенс-менеджеры каждый день трудятся для вас.

Читайте также

25 апреля 2024
Надо ли платить налоги

Вопрос может показаться вам странным, но мы получили его от наших клиентов (кстати, не от одного). Поэтому мы решили отдельно выразить своё мнение по этому поводу.

24 апреля 2024
И снова об уведомлениях о начале предпринимательской деятельности

В Роспотребнадзоре считают, что штрафы за нарушения недостаточные и не обеспечивают «ответственного отношения к обязанности, основанной на осознании важности исполнения».

23 апреля 2024
Актуальные запросы предпринимателей учтут при обновлении нацпроекта МСП

Вопрос об актуализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» обсуждался на заседании комиссии Госсовета по направлению МСП.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить