«Двукратное снижение страховых взносов — это почти полтриллиона рублей. Т.е., если считать вместе с ресурсами на списание льготных кредитов при поддержке занятости, только в следующем году у бизнеса появится почти 1 трлн. рублей дополнительных средств, которые государство оставляет национальной экономике, — сказал президент России. — Эти ресурсы могут и должны быть в приоритетном порядке направлены на развитие и инвестиции и, безусловно, на повышение зарплаты работников».
Вообще говоря, работы у предпринимателей во время весенних ограничений поубавилось значительно, если не совсем. А, следовательно, выручка упала, у некоторых до нуля. Как вы понимаете, ситуация до сих пор не выправились. При всём этом расходы никуда не делись — необходимо выделять средства на зарплату сотрудникам, платить аренду и другие обязательные платежи.
Тех мер поддержки, которые оказывались государством, оказались недостаточно, чтобы бизнес безболезненно перенёс кризис. И чтобы компенсировать недостающие доходы и сохранить бизнес, большинству предпринимателей приходилось брать кредиты, в т.ч. и как физически лицам.
Сейчас или в ближайшем будущем нужно будет отдавать те долги и кредиты, которые были взяты. Многим придётся оплачивать налоги, к которым применялись отсрочки или рассрочки.
В таких условиях до сих пор стоит вопрос как выжить, а не как развиваться. Указанный президентом 1 трлн. рублей — это не свободные средства, которые будут потрачены на инвестиции или повышение зарплат. Скорее, это возможность не брать на себя дополнительные расходы и не влезать ещё в большие долги или кредиты.
Эксперты прогнозируют с ноября волну банкротств
Накануне бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщал, что те предприятия, которые получили льготные кредиты под 2%, станут банкротами. Основной проблемой будет соблюдение условий, при которых кредит можно будет не возвращать, а именно — сохранение штата на 1 апреля 2021 года не менее 80% от той, что была на 1 июня 2020 года.
Как уверяет Борис Титов, не все предприниматели успели к получению кредита сдать отчётность, по которой определяется число работников (СЗВ-М сдаётся ежемесячно). Для них делалось исключение и количество рабочих мест бралось на 1 мая, а не на 1 июня.
Но многие сократили штат уже к июню и не смогут вернуть число рабочих мест к уровню мая текущего года. В итоге им придётся полностью или частично возвращать кредиты, причём с процентами, которые при возврате будут отнюдь не льготными. Причём правила обязывают вернуть кредит тремя равными платежами в весьма короткий срок, для многих это нереально и им не останется ничего иного, как начать процедуру банкротства.
Бизнес-омбудсмен предложил законодательно актуализировать правило данные о численности работников.