+7 (812) 209-16-60

Предприниматели смогут инициировать пересмотр обязательных требований

Постановление, которое изменило регулирование обязательных требований для бизнеса, накануне подписал глава Правительства Михаил Мишустин.

14.03.2023

Постановление принято в продолжение снижения административной нагрузки на бизнес и сокращения количества обязательных требований. 

Речь идёт о требованиях для бизнеса, которые не попали под «регуляторную гильотину». 

Идея нововведения состоит в том, что предпринимательское сообщество сможет выступать с инициативой по упрощению или отмене обязательных требований, которые запрещалось корректировать без полного переиздания законодательного акта .

Перед корректировкой Минэкономразвития произведёт оценку регулирующего воздействия и выдаст положительное заключение только если в итоге изменений:

  • не устанавливаются новые запреты;
  • улучшается положение бизнеса;
  • снижаются его затраты.

Работа по пересмотру нормативной базы и сейчас проводится на базе Аналитического центра при Правительстве совместно с представителями власти и бизнеса. Проводится на основе статистики и обратной связи от бизнеса, которую получают через систему досудебного обжалования на портале «Госуслуг».

«Регуляторная гильотина» — это пересмотр и отмена устаревших требований к бизнесу, которую провели в 2019-20 году. 

В итоге было проанализировано 318 тыс. требований, отменено 143 тыс. 

Экономия для бизнеса от отмененных требований составила 200 млрд. рублей в год.

Началась идея регуляторной гильотины со статистики 2018 года — в Минэкономразвития подсчитали, что непринятые законы сэкономили предпринимателям 150 млрд. за год. Чуть не половина выдвигаемых проектов тогда содержала чрезмерные и затратные требования. А ущерб от принятых составил до 7% ВВП или 7 трлн. рублей в год.

В общем, удалось оградить бизнес только с помощью оценки регулирующего воздействия — механизм появился в 2010 году и за за 8 лет было проанализировано 8 тыс. актов.

Но что-то нужно было делать с актами, которые появились до 2010 года. На тот момент председатель Правительства Дмитрий Медведев предложил механизм «регуляторной гильотины», его слова тогда приводили все СМИ. 

«Есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания — по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета. Дословно это звучит таким образом: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя, пометьте себе», — сказал тогда Дмитрий Медведев.

На тот момент было около 200 видов контроля и 2 млн. видов требований, а также 9 тыс. устанавливающих их нормативных актов и 400 отраслевых законов, всё это нужно проанализировать. В феврале 2019 года во время традиционного послания Федеральному собранию Владимир Путин дал соответствующее поручение. 

«Это не так просто. Ведь там по некоторым направлениям, по некоторым ведомствам вот такие фолианты, вот такой толщины, они же десятилетиями накапливались, ещё с советских времён многие работают, со времён «очаковских и покоренья Крыма». Но не 2014 год имею в виду, конечно. Ещё со времён Александра Сергеевича Грибоедова и раньше. И конечно, там столько всего отрегламентировано, столько понаписано. Но я, знаете, сомневаюсь, что даже сотрудники этих ведомств знают на 100%, что там написано, поэтому нужно провести этот анализ за 2 года, не бояться этого, засучить рукава, сделать, провести эту работу и, действительно, оставить только то и обновить по-современному то, что действительно нужно для организации работы», — сказал президент.


Уже к июню 2019 года утвердили план реализации «регуляторной гильотины» с учётом нового риск-ориентированного подхода. В рамках плана разработали и приняли федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях». 

Однако с обновлением базы подзаконных актов «что-то пошло не так» — ведомства не поддержали «регуляторную гильотину». 12 ведомств обратились потребовали вывести их из-под необходимости применять «регуляторную гильотину», т.к. бизнес не предъявлял претензий к их проверкам. 

В ФНС, например, тогда выразили недоумение, что пересматривать в Налоговом кодексе, по которому они работают.

А Минфин сказал, что не нужно трогать букмекеров и лотереи, т.к. эта сфера регулируется не с целью помощи предпринимателям, а для защиты населения от недобросовестных организаторов азартных игр.

Правда, статистика говорила совсем о другом. В частности, институтом бизнес-омбудсмена подсчитал, что за 2018 года предприниматели уплатили 179 млрд. рублей штрафов, всего оштрафовали 984 тыс. компаний, т.е. каждую четвёртую.

В итоге под «регуляторную гильотину» попали 21 ведомство и 33 госоргана, которые начали активную работу с сентября 2019 года. 

В итоге около 35 видов контроля всё же были освобождены от действия «гильотины», в частности, тех, которые подпадали под гостайну. 

Но к процессу активно подключались и другие участники рынка. Например, банки, которые обратились к Банку России с инициативой отмены некоторых норм антиотмывочного законодательства. Бизнес-омбудсмен предложил ввести механизм в отношении бухгалтерской и налоговой отчётности бизнеса. А экологические организации забили тревогу, утверждая, что чиновники вместо инвентаризации документов, хотят скопом отменить всё, что приведёт к экологической катастрофе. 

Но к концу года «регуляторная гильотина» всё равно застопорилась — власти не успевали пересмотреть акты. 

Интересно, что одной из причин явилось то, что почти трети актов времён СССР и РСФСР в правовых базах просто нет и найти их не представлялось возможным.

Некоторые существуют только в качестве ссылок из других документов и не существуют в отдельности. 

Помимо этого, данные в правовых базах и государственно-правовом управлении президента не соответствовали друг другу, что создавало дополнительную путаницу.

И, наконец, всё это надо было проверить и утвердить к отмене вручную, что требовало дополнительных временных затрат. 

На минуточку, в базе Минюста числилось  около 36 тыс. актов, принятых в годы СССР и РСФСР, планировалось к отмене около 20 тыс. 

К июлю 2020 года недействительными признали более 1,2 тыс. актов РСФСР и СССР, в т.ч. правила ремонта холодильников и изготовления жестяных банок; нормы усушки мяса и естественной убыли колбас в процессе хранения; квалификационные требования к водолазам и сторожам; правила работы магазинов; типовые правила пользования трамваями и троллейбусами. Отменили и один из столпов работы советского общепита и торговли — «Книгу жалоб и предложений». 

С 2021 года «регуляторная гильотина» официально была завершена, прекратили действие более 3 тыс. самых разнообразных актов.

Однако она не была закончена — остались ещё документы времён СССР и РСФСР, нормы из которых не успели перенести в действующее законодательство. 

К марту 2021 года начали создание Единый реестр всех видов контроля и надзора. Требований осталось так много, что на заполнение реестра понадобился не один год. Совсем недавно Минцифры совместно с Минэкономразвития запустили в тестовом режиме помощника для предпринимателей по изучению обязательных требований законодательства к разным видам бизнеса.

При всём этом требований всё равно осталось излишне много, в т.ч. и противоречащих друг другу. Новое постановление даёт бизнесу возможность активнее включиться в процесс по усовершенствованию законодательства. 

Читайте также

19 апреля 2024
Банк России в первый раз опубликовал статистику по обороту наличных

Точнее, опубликовал статистику по отдельным банковским операциям и в региональном разрезе, в целом же статистика по наличному обороту публиковалась и ранее.

18 апреля 2024
В 2023 году снизилось количество налоговых проверок и доначисления бизнесу

Подведены итоги проведения выездных налоговых проверок в 2023 году.

17 апреля 2024
Сколько налогов платят предприниматели на каждый рубль господдержки

Статистику привели в Минэкономразвития — на каждый рубль, потраченные на поддержу бизнеса, предприниматели заплатили 2,5 рубля налогов в бюджет.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить