Бизнес-омбудсмен Борис Титов по роду деятельности пристально следит за данной работой и высказал своё мнение в ходе совещания у министра юстиции Константина Чуйченко, посвящённого разработке нового Кодекса об административных правонарушениях.
По его мнению, проект нового КоАП содержит несоразмерные штрафы за некоторые нарушения. Кроме того, некоторые штрафы установлены в произвольном размере и не привязаны ни к каким показателям. Впрочем, он говорит об этом не впервые.
«К сожалению, штрафы у нас в стране являются заранее планируемым источником пополнения бюджета. То есть ситуация, когда бизнес нарушил по минимуму, даже не закладывается как целевая. Соответственно, и контролеры стараются собирать штрафы по максимуму, потому что так поставлена задача. И у них это отлично получается. 2018 год: доход федерального бюджета от штрафов по плану должен был составить 52,5 млрд рублей, по факту составил 67,1 млрд. В 2019 году запланировали собрать 60,8 млрд рублей, а собрали снова больше плана — 76,8 млрд. Новый КоАП может только закрепить подобную тенденцию, но она никак не соответствует потребности в оживлении экономической активности после сильнейшего кризиса», — такое мнение он высказывал в июне 2020 года.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей обратил внимание на следующие штрафы:
- за не сдачу отчёта в Росстат — до 150 тыс. рублей;
- за нарушения в работе с персональными данными — до 18 млн. рублей;
- за таможенные правонарушения — 200% стоимости товара плюс конфискация;
- за ввод в оборот немаркированные товары — до 400 тыс. рублей и также конфискация;
- за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к размещению и обработке отходов производства и потребления — до 500 тыс. для ИП и до 1 млн. рублей для юрлиц;
- за нарушение правил движения тяжёлых грузовиков — до 400 тыс. рублей.
При этом штрафы за нарушения, допущенные чиновниками, так и продолжают оставаться низкими — 5-10 тыс. рублей.
Борис Титов считает, что пора переходить к финальной стадии принятия нового КоАП, иначе «круги согласований» так никогда и не закончатся.
При этом проект кодекса всё ещё носит недостатки, которые не устранены, и это не только касается штрафов:
- Установлен запрет на участие в деле об изъятии имущества для всех, кроме его собственников, однако круг лиц, чьи интересы и права могут быть затронуты, гораздо шире.
- В проекте отсутствует запрет требовать у бизнеса документы и информацию, если они уже имеются в распоряжении госорганов, а ведь за их непредставление или несвоевременное представление также положены штрафы.
- Введён слишком маленький срок для обжалования постановления по делу — всего 10 рабочих дней, предприниматели будут массово не успевать реагировать, прогнозирует бизнес-омбудсмен.
В целом, как считает Борис Титов, в предложенном виде законопроект создаёт больше позитива, чем негатива, ощущается новое слово в контрольно-надзорной деятельности.
Одновременно советник министра юстиции Дмитрий Коротков сообщил, что в новом КоАП послабления всё же ожидаются, преимущественно, для малого бизнеса. По его словам, административные правонарушения разделят на грубые и негрубые, и дифференцируют штрафы.
Грубые нарушения будут касаться экстремизма и коррупции, создания угрозы жизни и здоровью людей, и т.д. Негрубые нарушения, соответственно, все остальные.
Чего будет нового:
- Если нарушение совершено впервые, то штраф должны заменить предупреждением или назначат половину штрафа.
- Если нарушитель признает вину и не будет отрицать факт незаконных действий, то штраф может составить треть прописанной суммы.
- Если возместить нанесённый вред и предотвратить последствия — штраф будет минимальным.
- Введён запрет суммировать штрафы за однородные нарушения (что характерно для проведения проверок).
- Исключат одновременное наказание юрлица и руководителя.
- Субъектов МСП будут штрафовать как ИП.
- Соглашение в рамках административного производства — если уплатил штраф и возместил вред, то производство по делу прекратят.
- Снижаются штрафы за нарушение валютного законодательства с75-100% от суммы операции до 20-40%.
- За нарушения таможенного законодательства штрафы оставят прежними, но предусмотрят вынесение предупреждения.
И, наконец, из нового КоАП исключается такой вид наказания, как административное приостановление деятельности организаций и ИП. Его будут применять в исключительных случаях, но никогда одновременно со штрафом.
Напомним хронологию событий
В марте 2019 года тогда ещё премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минэкономразвития разработать новую редакцию КоАП. Координировать работу поручено тогдашнему руководителю аппарата Правительства Константину Чуйченко.
По словам Дмитрия Медведева, на КоАП «невозможно уже смотреть без слез» и затруднительно применять на практике. Кодекс был принят в 2001 году, С тех пор Госдума приняла более 650 федеральных законов с 4,8 тыс. поправок. Кроме того, из-за жалоб на КоАП, Конституционный суд вынес 812 определений и 24 постановления. При этом, вносимые в кодекс изменения зачастую не носят системного характера.
Окончательно документ должен был быть готов летом, а точнее к июню 2019 года, т.е. на подготовку нового кодекса выделялось всего буквально пара месяцев. Естественно, что ничего готово не было, т.к. публикуемые варианты постоянно подвергались критике властей, предпринимателей, профсоюзов и самых разных объединений.
Последний вариант был подготовлен в феврале 2020 года, можете с ним ознакомиться. Сначала планировалось внести документ в Правительство в мае, а в Госдуму сначала в июне 2020 года, затем перенесли на осень. Как вы помните, всем было совсем не до этого.
Вступление в силу нового КоАП планировалось с 2021 года, но уже понятно, что он не вступит в силу и с 2022-го, т.к. в этом случае Госдума должна успеть принять его до Нового года.