Как перейти на ЕСХН
Для начала хотим напомнить, что действующие ООО и ИП могут перейти на ЕСХН только с начала года (как, впрочем и на УСН). Уведомление о переходе можно подать до 31 декабря, в этом году это выходной и ближайший рабочий 9 января, время ещё есть.
Новые компании могут подать уведомление в течение 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговых органах.
Если не уведомить налоговые органы о переходе или начале применения ЕСХН, забыть или пропустить сроки, то налогоплательщик не считается плательщиком ЕСХН.
Нужно ждать следующий год или открывать новую фирму, кстати, мы можем в этом помочь.
Перед подачей уведомления проверьте критерии — предприятие должно производить, перерабатывать и реализовывать сельхозпродукцию, либо вылавливать, выращивать или перерабатывать рыбу, и доля дохода от этой деятельности должна быть не менее 70%.
Новый законопроект для фермеров
В 2023 году фермерским компаниям разрешили заниматься сельским туризмом, вот тут у нас подробности. В следующем году государство планирует помогать им созданием агрегаторов.
Точнее, функции агрегаторов примут на себя сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые будут принимать у населения и небольших хозяйств продукцию, хранить, перерабатывать её, и заниматься сбытом.
Они должны будут заключить с региональными властями соглашения по осуществлению функций агрегатора фермерской продукции.
Кроме того, субъекты РФ начнут принимать программы по созданию и развитию инфраструктуры реализации фермерской продукции. Эти меры должны сократить количество посредников и снизить цены на фермерскую продукцию для потребителей.
Законопроект вносит изменения в закон № 264-ФЗ от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства», но принят пока только в первом чтении.
Что ещё интересного в законопроекте
Если вы не знали, то рассказываем, что в России действует Доктрина продовольственной безопасности. Одна из её целей — обеспечение граждан безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией.
Для этого предлагается ещё целый ряд нововведений. Например, чётко определить понятие фермерской и сельскохозяйственной продукции. Сейчас к ним не относится продукция, произведённая из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и иных лесных ресурсов.
А это является значимой составляющей занятости и доходов сельского населения. После включения в соответствующие перечни будут созданы дополнительные условия сбыта продукции и обеспечена занятость на сельских территориях.
Трудности сбыта
Трудности сбыта законодатели определили как основную проблему этой сферы (напомним, речь не идёт о крупных предприятиях). Государство никак не координирует инфраструктуру сбыта, это не выделено в качестве направления государственной политики.
В итоге:
- количество розничных рынков — за последние 8 лет меньше на 42%;
- специализированных сельскохозяйственных рынков — на 42%;
- сельскохозяйственных кооперативных рынков — на 56%.
По данным инициаторов законопроекта, на 1 января 2023 года функционировало 484 универсальных рынка, 32 специализированных рынка по продаже продуктов питания, 197 специализированных сельскохозяйственных рынков, 11 специализированных сельскохозяйственных кооперативных рынков.
Не развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации — на 27% увеличилось количество перерабатывающих кооперативов, число других сокращается.
При этом количество федеральных торговых продовольственных магазинов растёт — только Ассоциация компаний розничной торговли насчитывает более 65 тыс. продуктовых магазинов.
Поэтому развитие инфраструктуры сбыта сельхоз и фермерской продукции должно стать особым направлением государственной аграрной политики. Это должно быть закреплено в законе.
В общем, как закреплено в законопроекте, его принятие «будет способствовать развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, содействию реализации фермерской продукции в торговых сетях, обеспечению устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в том числе социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости».
Цифровизация фермеров
При этом в Правительстве ранее заявляли, что в 2024 году создадут Единую цифровую платформу для агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. К 2028 году оформление всех мер поддержки должно быть полностью переведено в «цифру».
Платформа позволит получать госуслуги и меры поддержки в цифровой форме, а также позволит предпринимателям воспользоваться современными технологиями для роста урожайности, оптимизировать затраты, наладить каналы сбыта и др.
Законопроект о создании платформы был принят ещё весной 2022 года, а в июле был определён порядок работы информационной системы.
Всего для реализации мер по цифровой трансформации сельского хозяйства в бюджете 2024 года заложено более 3 млрд рублей.
Какую ещё господдержку получают фермеры
Общий объём финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»:
- в 2023 году 65 млрд рублей;
- 2024-26 годы предусмотрено увеличение до 153 млрд рублей.
Финансирование от субъектов РФ (в дополнение к федеральному):
- в 2020 году — 380 млрд рублей;
- 2021-ом — 574 млрд;
- 2022 — 619 млрд;
- 2023 — предварительно прогнозируют рост на 50 млрд рублей.
На данный момент сельхозкооперативы могут получить помощь от государства в размере до 80 млн рублей, однако доступно это не всем. Во-первых, не дают поддержку новым компаниям, а во-вторых 40% должны быть собственными средствами.
Со следующего года предполагается, что можно будет запрашивать меньше суммы и дадут возможность воспользоваться деньгами сразу на старте бизнеса.
И ещё одна хорошая новость
Фермерский бизнес внесут в реестр индивидуальных предпринимателей.