Оглавление
Что такое сальдо простыми словами
Это разница между доходами и расходами за определённый период (месяц, квартал, год), а проще говоря, это просто остаток.
Пример: представьте, что у вас есть кошелёк. В начале дня вы в него положили 1 тыс. рублей и в течение дня тратили деньги на разные нужды. Сальдо — это сумма, которая осталась в кошельке к концу дня.
Для предпринимательской деятельности подсчёт ведут обычно на начало или конец расчётного или отчётного периода (зависит от цели, с которой ведут подсчёт).
В бизнесе (и не только) сальдо является важным инструментом для анализа процессов:
- показывает финансовый результат — положительное, значит, есть прибыль, а отрицательное говорит о наличии убытков;
- помогает в планировании — понимание, как чаще бывает, помогает планировать доходы и расходы, крупные покупки и займы;
- контроль задолженности — в бухгалтерии показывает, кто кому и сколько должен: например, остаток по счёту с поставщиком показывает, должна ли ваша компания ему денег или он должен вам.
Бывает не только финансовое, т.е. может отображать не только деньги, но и остаток товара на складе, остаток электроэнергии и др.
Виды сальдо
Изначально термин появился именно в бухгалтерском учёте и стал таким удобным, что распространился и на другие сферы — экономику, налоговый учёт и др. Есть множество классификаций понятия в зависимости от того, в какой сфере его применяют.
Основная классификация, подходящая для всех сфер:
- дебетовое (или положительное, активное) — это значит, что «дебет» (активы или то, что вам должны) больше «кредита» (долгов или расходов): например, сумма на банковской карте является дебетовым остатком (деньги ваши, банк должен их выдать по вашему требованию);
- кредитовое (или отрицательное, пассивное) — «кредит» больше «дебета»: например, есть долг по кредитной карте (вы потратили больше, чем положили, и теперь должны деньги банку);
- нулевое сальдо — доходы и расходы сошлись, нет ни прибыли, ни убытка: например, вы получили зарплату и потратили ровно ту же сумму, расплатившись с долгами, на счёте осталось ноль рублей.
В целом сальдо бывает разное, например, в масштабах экономики подсчитывают сальдо торгового баланса (сравнивают объёмы между экспортом и импортом) и платёжного баланса (разница между тем, сколько денег, товаров и инвестиций в страну приходит из-за рубежа, и тем, сколько уходит за рубеж).
Нас интересует понятие в применении к бухгалтерскому и налоговому учёту, рассмотрим подробнее.
Сальдо в бухгалтерии
Это остаток по бухгалтерскому счёту на определённую дату, который отражает разницу между дебетом и кредитом (доходами и расходами).
В бухучёте сальдо должно быть положительным, — если это не так, то бухгалтерский учёт ведётся неверно.
В бухгалтерии имеет значение начальный, текущий и конечный остаток:
- сальдо на начало периода — остаток на начало отчётного и расчётного периода: сколько было денежных средств в начале месяца;
- сальдо на конец периода — остаток на конец отчётного или расчётного периода: сколько осталось в конце месяца после всех проведённых операций (доходов и расходов).
Остаток вычисляют с разными целями, в т.ч. иногда рассчитывают текущий — на определённую дату: может потребоваться, например, для сверки с контрагентами или участия в госзакупках.
На его основе выстраиваются финансовые отчёты, которые являются по сути сводными данными со всех бухгалтерских счетов на определённую дату. Рассмотрим на примерах — простыми словами, чтобы не углубляться в Федеральный стандарт бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский баланс — состоит из двух частей, которые всегда должны быть равны, активов и пассивов. Без показателей по каждому из них невозможно составить бухгалтерский баланс:
- активы — это то, во что вложены деньги компании (имущество, интеллектуальные права, товары, оборудование, здания, дебиторская задолженность и др.);
- пассивы — это то, откуда взялись деньги (уставный капитал, прибыль, займы, долги перед поставщиками и др.).
Отчёт о финансовых результатах (отчёт о прибылях и убытках) — показывает движение денежных средств за период, а итоговый остаток этого отчёта отображает чистую прибыль или убыток компании.
Как вы понимаете, это информация общего характера, а если вам нужен результат в виде чётких цифр по вашему бизнесу, записывайтесь на бухгалтерские услуги: берём на себя работу в профессиональных программах, бухгалтерские проводки и составление отчётности.
Сальдо в налоговом учёте
В налоговом учёте понятие используется в применении к системе Единого налогового счёта. С работой последнего столкнулись уже все компании и ИП, а для вновь зарегистрированных мы написали большой разбор об ЕНС и Едином налоговом счёте: читайте, почему отсутствует сальдо на ЕНС.
Суть в том, что вместо уплаты каждого налога на разные реквизиты, вы перечисляете все деньги на один счёт — с него налоговая берёт деньги и переводит их в счёт уплаты обязательных платежей в бюджет (налогов, страховых взносов, пени и штрафов).
Сальдо ЕНС — это остаток денег на специальном счёте в казначействе, который использует ИП или ООО для расчётов с государством по всем налогам, страховым взносам, штрафам и другим платежам.
Оно так же, как и любое другое может быть положительным (если вы перечисляете деньги «с запасом»), отрицательным (если денежных средств на уплату всех обязательств не хватило), и нулевым (если вы переводите ровно столько денежных средств, сколько требуется).
Проверить его можно в Личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС, там же найдёте детализацию всех операций: пополнения, списания и начисления.
Так и не смогли разобраться с Единым налоговым счётом? Вам нужен налоговый консалтинг: доступно объясняем, как и почему движутся деньги на счету.
Как рассчитывается сальдо
Самая простая и универсальная формула, которую используют все, даже те, кто далёк от бухгалтерского учёта:
Остаток на конец периода = Остаток на начало периода + Доходы за период - Расходы за период
Если говорить про бухгалтерский учёт, то счета делятся на активные (учёт имущества: деньги, товары и др.) и пассивные (учёт долгов и расходов: кредиты, налоги и др.), и для каждого типа применяется своя формула.
Обозначения: Сн — сальдо начальное, Ск — сальдо конечное.
Формула сальдо по активным счётам
Ск (дебетовое) = Сн (дебетовое) + Оборот по дебету - Оборот по кредиту
Говоря простыми словами, остаток равняется тому, что было изначально, плюс то, что поступило, за минусом того, что ушло. Конечный остаток всегда будет дебетовым или равным нулю.
Пример: счёт «касса» — остаток на 1 октября составляет 10 тыс. рублей (Сн, дебетовое).
За декабрь:
- поступили денежные средства от покупателя — 50 тыс. рублей (оборот по дебету);
- выдана зарплата работнику — 40 тыс. рублей (оборот по кредиту);
- оплачены офисные принадлежности — 15 тыс. рублей (оборот по кредиту).
Остаток на 31 октября = 10 000 + 50 000 - (40 000 + 15 000) = 10 000 + 50 000 - 55 000 = 5 000 (Ск)
Итог — в кассе на конец месяца осталось 5 тыс. рублей (дебетовое).
Формула сальдо по пассивному счёту
Ск (кредитовое) = Сн (кредитовое) + Оборот по кредиту - Оборот по дебету
Говоря простыми словами, остаток — это долг компании, который складывается из роста задолженности или её уменьшения. Конечный остаток всегда будет кредитовым или равным нулю.
Пример: счёт «кредиты банка» — остаток на 1 октября составляет 300 тыс. рублей задолженности по займу (Сн, кредитовое).
За октябрь:
- банк начислил проценты — 5 тыс. рублей (долг вырос - оборот по кредиту);
- компания погасила часть тела займа — 30 тыс. рублей (долг уменьшился - оборот по дебету).
Остаток на 31 октября = 300 000 + 5 000 - 30 000 = 275 000 (Ск)
Итог — задолженность перед банком на конец месяца составляет 275 тыс. рублей (кредитовое).
У предпринимателей не всегда есть желание и возможность выделить время на изучение тонкостей бухгалтерии, поэтому приглашаем вас на консультации по бухгалтерскому и налоговому учёту, где на пальцах покажем, куда нужно смотреть и что это значит.
Сальдо денежных потоков
Помимо счетов бухгалтерского учёта, бизнес может анализировать движение денежных потоков. Это практический расчёт, который можно использовать для оперативного управления, — он показывает, сколько денежных средств есть в кассе и на счетах.
Формула расчёта: Ск = Сн + Все денежные поступления - Все денежные выплаты
Расчёт детализируют по видам деятельности:
- денежный поток от операционной деятельности — поступления от продаж, выплаты поставщикам, зарплата и т.д.;
- денежный поток от инвестиционной деятельности — покупка, продажа активов и т.д.;
- денежный поток от финансовой деятельности — получение, погашение кредитов и т.д.
Пример: остаток денег на начало месяца 200 тыс. рублей (Сн).
Поступления за месяц:
- продажа товаров — 500 тыс. рублей;
- получен заём в банке — 300 тыс. рублей;
Итого поступления — 800 тыс. рублей.
Выплаты за месяц:
- закупка товаров — 400 тыс. рублей;
- выплата зарплаты — 150 тыс. рублей;
- аренда офиса — 50 тыс. рублей.
Итого выплаты — 600 тыс. рублей
Расчёт: остаток на конец месяца = 200 000 + 800 000 - 600 000 = 400 000 (Ск)
Это означает, что у бизнеса есть 400 тыс. рублей свободных денежных средств на конец месяца.
Как используют сальдо для анализа бизнеса
Аналитики и руководители смотрят не на какое-то одно сальдо, а на их совокупность и динамику. Можно сделать следующие выводы о бизнесе.
- Проанализировать платёжеспособность и ликвидность. Например, нужно понять сможет ли компания расплатиться по краткосрочным долгам. В этом случае оценивают соотношение по счетам денежных средств и краткосрочных обязательств (долги контрагентам, краткосрочные займы и др.).
- Оценить финансовую устойчивость. Чтобы выяснить, насколько компания зависит от заёмных денег, нужно проанализировать соотношение по счетам собственного капитала и заёмных средств.
- Провести анализ эффективности управления запасами. Если у руководства появляется вопрос, не слишком ли много денег «заморожено» в товарах на складе, то нужно посмотреть динамику по счёту «товары» («готовая продукция») и сравнить с ростом выручки.
- Проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Если нужно выяснить, кто должен больше — компания или ей самой, то сравнивают общую сумму по счетам «дебиторская задолженность» и «кредиторская задолженность».
Всё это в итоге поможет директору выбрать правильную стратегию развития компании и исправить допущенные при ведении бизнеса ошибки.
Например, если показатель уходит в минус, есть повод остановиться и пересмотреть бюджет. Однако руководитель должен включать критическое мышление, потому что отрицательное сальдо не всегда причина для паники и поиска виновных. Это может быть связано с инвестициями бизнеса в новые технологии или обучение сотрудников, а может стать толчком для оптимизации и развития бизнеса.
А положительное сальдо не всегда составляет денежную сумму, которую можно реально потратить. Деньги могут быть «в пути» от контрагентов, могут быть запланированы на уплату займов, налогов и других обязательных платежей.
Понимание директором причин образования остатков на счетах помогает принимать важные управленческие решения — можно ли инвестировать в развитие компании, брать ли кредит, закупать ли товар, ужесточать ли работу с дебиторами и т.п.
Независимо от сферы применения понятия, сальдо — это всегда итог, который получается после вычитания всех расходов из всех доходов за определённый промежуток времени. Для бизнеса — это основа, на которой строится финансовая картина. Понимание процессов позволяет руководителю формировать финансовые отчёты, анализировать текущее состояние бизнеса и тенденции, принять верное управленческое решение.
Вопросы и ответы
Зачем руководителю следить за динамикой на бухгалтерских счетах:
- для принятия управленческих решений — это данные, которые руководитель трансформирует в решения: положительное позволяет сделать крупную закупку, а отрицательное ведёт к срочному поиску финансирования;
- для формирования финансовой отчётности — без правильного расчёта невозможно составить ни один отчёт: бухгалтерский баланс определяет, чем владеет компания и сколько должна, а отчёт о финансовых результатах покажет, прибыльно ли работает;
- для контроля над активами и обязательствами — регулярный мониторинг позволит точно знать, что есть у бизнеса и кому он должен: необходимо для расчёта показателей, планирования платежей и избежания штрафов;
- для анализа финансового состояния компании — отправная точка для расчёта финансовых показателей: рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и др.;
- для выявления ошибок и мошенничества — регулярные сверки с данными из банка, актами сверок с контрагентами помогает находить расхождения или факты мошенничества.
Виды сальдо в экономике:
- торгового баланса — самый известный вид экономического сальдо, которое показывает разницу между стоимостью экспорта и импорта страны;
- платёжного баланса — учитывает финансовые операции страны с остальным миром и состоит из двух частей: счёт текущих операций (торговый баланс инвестиции, трансферты) и операций с капиталом и финансовыми инструментами (иностранные инвестиции, покупка и продажа недвижимости, займы);
- государственного бюджета — разница между доходами и расходами государственного бюджета.
Также является основой для монетарной и фискальной политики — органы власти и Центральный банк следят за ним, чтобы принимать решения о процентных ставках, налоговой политике и госрасходах.
Показатель в экономике показывает, как страна взаимодействует с глобальной экономикой, является ли чистым кредитором или чистым должником по отношению к остальному миру.