По итогам заседания Минтруду поручили доработать проект и согласовать его с полномочными представителями президента в федеральных округах, заинтересованными ведомствами, государственными внебюджетными фондами и организациями. После доработки проекта его будут обсуждать на заседании рабочей группы Правительства.
Мера, конечно, актуальная. Несмотря на то, что власти утверждают о восстановлении экономики до допандемийного уровня, проблемы с занятостью очень большие. Исследователи подтверждают, что по мере восстановления экономики неформальная занятость в России растёт.
Например, аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza завершила исследование, цифры ниже.
Во II квартале 2021 года количество занятых в неформальном секторе достигло 14,9 млн. человек, это 20,9% от всех занятых в стране.
И это больше на 11,5% или на 1,5 млн. человек, чем за аналогичный период прошлого года.
В мае текущего года был достигнут рекорд за 2 года — неформально трудились 15,5 млн. человек.
В 2020 году в России в неформальном секторе трудились 13-15 млн. человек или около 20% от общего числа занятых. Для 93% из них это была единственная работа, для остальных совмещение с официальной работой.
Правда, подчёркивают исследователи, неформальная работа не обязательно связана с преднамеренными нарушениями, как то неуплата налогов и др. Но всё же в этих цифрах видна определённая логика.
Например, исследование показывает, что неформальный сектор значительно развит в небогатых регионах юга страны — Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия. Там около половины работников трудятся неформально.
В регионах с высокими доходами населения неформальная занятость составляет 10-15%. Это Ненецкий автономный округ, Москва, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.
Сам собой напрашивается вывод, что там, где работодатель способен заплатить за работника налоги и страховые взносы, там он готов оформлять его на работу официально. А там, где нет возможности платить даже приличную зарплату, то оформлять сотрудников никто не станет.
При этом люди сами готовы работать неофициально — несмотря на все риски, о которых вряд ли уже кто-то не знает. А возможно, просто не имея другой возможности.
Недавно мы писали об исследовании, которое показывает, что в апреле 2020 года желающих работать было 46%, а в сентябре текущего года 38%.
Правда, число таких желающих снижается. Например, в 2019 году на зарплату «в конверте» были согласны 60% россиян, вероятно, это пандемия так повлияла на приоритеты.
Государство пытается стимулировать официальное оформление сотрудников на работу по трудовой книжке. Например, работодатели могут получить субсидии на устройство безработных, эта программа действует и сейчас.
Были и другие меры господдержки для работодателей, которые были привязаны к наличию официальных сотрудников и выплате зарплаты не ниже МРОТ.
Большая работа ведётся в отношении портала «Работа в России». Ему уже придали статус Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и разработали регламент работы с ней, который должны соблюдать все работодатели. Например, с 2022 года работодатели, у которых трудится более 25 человек, должны будут размещать на портале информацию о вакансиях и о сокращении сотрудников.
А также следующую информацию:
- о предстоящей ликвидации ООО или ИП, сокращении штата и расторжении трудовых договоров;
- о предстоящем банкротстве;
- информацию по содействию занятости инвалидов;
- о введении режима неполного рабочего дня, о приостановке производства;
- информацию о вакансиях.
Теперь вот Минтруд подготовил уже целый план. Надеемся, что вскорости узнаём подробности.