Цель такого нововведения — сократить рассылку бумажных уведомлений на уплату имущественных налогов физлиц.
Личные кабинеты будут открывать всем, у кого есть аккаунты на «Госуслугах».
По информации ФНС, в текущем году только около 33% налоговых уведомлений были разосланы в электронном виде, а большинство, около 66%, были разосланы в бумажном виде по «Почте России».
Бумажные отправления потребовали более 3 млрд. рублей, тогда как рассылка электронных уведомлений стоит в несколько раз дешевле.
Ещё цифры по рассылке налоговых уведомлений:
- в 2019 году по почте было отправлено 76,1%, через Личный кабинет 23.9% или 16,9 млн. уведомлений;
- в 2020 по почте — 72,5%, через Личный кабинет — 27,5% или 19,1 млн. уведомлений;
- в 2021 по почте — 66,4%, через Личный кабинет — 33.6% или 22,5 млн. уведомлений.
Объём потраченных средств на распечатку и заказные письма:
- в 2018 году — 2,9 млрд. рублей;
- в 2019 — 3,2 млрд. рублей;
- в 2020 — 3,3 млрд. рублей.
Свою роль играет ежегодное увеличение тарифов на пересылку (по отношению к предыдущему году на пересылку заказного письма весом до 20 гр.):
- в 2017 году рост составил 10,81%, 48,38 рублей за 1 отправление;
- в 2018 — 12,2%, 54,28 рублей;
- в 2019 — 10,5%, 60 рублей;
- в 2020 — 8%, 64,8 рублей.
По сведениям Минцифры, на портале «Госуслуг» зарегистрировано около 71 млн. граждан, тогда как на ФНС регистрируются далеко не все. Новые правила рассылки налоговых уведомлений позволят сэкономить значительную сумму бюджетных денег.
Ранее мы писали, что на портале «Госуслуг» нельзя найти уведомление об уплате налогов.
Рассылка налоговых уведомлений непосредственно в Личные кабинеты на сайте «Госуслуг» не представляется возможным, т.к. сведения в них являются налоговой тайной.
На «Госулсгуах» размещаются только уведомления о задолженностях по налогам, о которых становится известно после наступления срока уплаты имущественных налогов физлиц, т.е. после 1 декабря, если налоги не уплачены в срок.
Напоминаем, что налоговые уведомления автоматически начинают присылать в электронном виде всем, у кого есть Личный кабинет на сайте ФНС. Перейти обратно на получение бумажных уведомлений можно только заполнив специальное заявление.
Предполагается, что новый порядок открытия личных кабинет налогоплательщиков и рассылки налоговых уведомлений заработает с 1 июня 2023 года. Поэтому уже в следующем году вам не стоит удивляться, если привычное бумажное налоговое уведомление вы не получите.
Правда, об этом обещают заранее предупредить в Личном кабинете на портале «Госуслуг» или иным способом. Порядок уведомлений ещё только предстоит утвердить ФНС.
Как вы понимаете, подключать к сайту ФНС через «Госуслуги» планируют практически принудительно, а уже сейчас можно подключиться добровольно — просто авторизовавшись через учётную запись на портале «Госуслуг», как это происходит на многих других порталах.
Но функционал будет ограничен. Для доступа к полному перечню услуг (это около 70 электронных сервисов ФНС) нужно лично прийти в любую инспекцию ФНС для удостоверения личности или использовать электронную подпись. Также можно авторизоваться через онлайн-банки или мобильные версии системных банков.
Тем временем, список государственных услуг на портале «Госуслуг» постоянно расширяется.
Вскоре на «Госуслугах» будут регистрировать всех, кто обратится за любой услугой в государственные или муниципальные органы. В т.ч. ребёнка при обращении родителей за его регистрацией при рождении.
Дети, которые уже получили свидетельство о рождении будут регистрироваться через учётную запись родителей. Они смогут использовать свой аккаунт для авторизации в электронных дневниках и других электронных площадках.
С 1 июля следующего года 19 документов можно будет перевести в электронный вид, в т.ч. диплом, документы о трудовой деятельности, медицинский полис, военный билет, судебные решения и др. Автоматически документы на «Госуслугах» не появятся, нужно будет обратиться с заявлением в МФЦ.
В 2022 году на «Госуслугах» появится ещё 3 суперсервиса — «Трудовая миграция онлайн» (найти вакансии и подписать трудовой договор), «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» (оформить электронные путевые листы и транспортную накладную, подать заявление и получить разрешение на перевозку), «Цифровое строительство» (получить всю документацию по строительству дома или ввода его в эксплуатацию).
В Санкт-Петербурге к 2030 году планируют оказывать до 90% в электронном виде. Дорожная карта Стратегии цифровой трансформации города была недавно одобрена на совещании губернатора с членами городского правительства.
Сейчас доля госуслуг, доступных в электронном виде, составляет 53%. В 2024 году доля обращений за получением госуслуг без личного посещения органов составит 50%.