Сплошное статистическое наблюдение за субъектами МСП (юрлицами и ИП) проводится с 2010 года каждые пять лет. Последнее прошло в апреле 2021 года (перенесено с 2020 года). В «переписи МСП» приняли участие 2,74 млн. ИП и 1,99 млн. микро- и малых предприятий, действующими оказались около 80%.
В прошлом году впервые для сбора отчетности использовался портал «Госуслуг», через который отчитались о своей работе около 10% участников переписи.
В ходе исследования Росстат получает информацию о количестве действующих предприятий, их выручке, численности работников и др.
В 2020 году субъекты МСП получили выручку в размере 69 трлн. рублей. По сумме это около 64% ВВП за прошлый год.
При этом доля МСП в объёме ВВП в последние 3 года, по данным Росстата, не меняется и составляет примерно 20%.
Как мы отметили выше, около 80% организаций и ИП фактически вели деятельность в 2020 году:
- 1,41 млн. малых и микропредприятий, в которых трудились 10,3 млн. человек, выручка составила 48,95 трлн рублей, инвестиции 1,89 трлн. рублей;
- 2,3 млн ИП, на которых работали 5,37 млн. человек, включая партнёров и членов семьи, выручка составила 20,23 трлн. рублей.
Если брать по отраслям, то больше всего МСП заработали:
- в отрасли розничной и оптовой торговли плюс авторемонт — около 51% совокупной выручки;
- в отраслях обработки и строительства — по 10%
- в сферах транспортировки / хранения и операций с недвижимостью — по 5,5%.
Если брать регионы:
- Москва — 18,6% суммарной выручки;
- Санкт-Петербург — 8%;
- Краснодарский край — 6,4%;
- Московская область — 5,9%;
- Свердловская область — 3,1%.
Интересно, что оптовая и розничная торговля, принёсшая наибольшую выручку, занимают в структуре ВВП около 13%, т.е. заметно меньше доли в выручке МСП. Напомним ,что нацпроекте МСП есть задача — увеличить вклад МСП в ВВП до 23,5% к 2024 году.
Пока что достижению этой цели мешает пандемия и возникающие из-за неё ограничения в работе, но не только. Тенденция по уменьшению доли МСП в экономике началась ещё в 2017 году, когда эта доля составляла 17,9%. С тех пор её изменения совсем незначительны.
Помимо ограничений добавляются и новые проверки — соблюдения антиковидных требований. В Санкт-Петербурге каждую неделю отчитываются о проведённых рейдах. Например, за прошлую неделю проверено 92 предприятия, из них 69 магазинов, 18 точек общепита и 5 организаций. Нарушения выявлены в пяти — не было QR-кода или персонал не использовал СИЗ. На юридических лиц наложены штрафы в размере до 300 тыс. рублей.
А общепит проверяли ещё и ночью в выходные — обошли 20 заведений и все они были нарушителями. Составлено 32 протокола об административных правонарушениях, деятельность заведений приостановлена, помещения опечатаны, техника и документация изъяты. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях составлены в отношении 103 посетителей.
Кстати, недавно в совместном исследовании «Эвотор» и «Деловая среда» (входят в экосистему Сбера) выяснили, что общепит в качестве нового бизнеса регистрируют довольно редко, зато рост выручки тут самый взрывной.
Самые популярные сферы деятельности для регистрации бизнеса — розничная торговля (29% регистраций), перевозки пассажиров и грузов (15%), оптовая торговля (почти 10%), строительные работы (8%), строительство (5%), общепит (почти 5%). Большинство (80%) регистрируют ИП, пятая часть ООО (около 20%).
При этом больше всего за год выросла выручка в кофейнях, предлагающих еду и напитки на вынос (на 61%), табачных киосках (26%), пивных магазинах (27%), мебельных магазинах (16%), магазинах одежды и обуви (33 и 32%), автотоваров (9%), магазины «у дома» (3%).
Больше всего новых предпринимателей появляется в Москве и области (10 и 7%), второе место делят Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край (по 4%), третье Башкирия, Самарская и Ростовская области (по 3%).
В ответ на ограничения МСП переводят продажи в онлайн. По данным CloudPayments, лидерами по росту онлайн-торговли стали следующие отрасли:
- продукты и сопутствующие товары — рост оборота за 2020 год составил 255%, за 2021 год на 23%;
- электроника — на 83% и на 7% соотвественно;
- товары для спорта — на 69% и на 3%.
Существенно выросли отрасли онлайн-образования (подготовка к ЕГЭ, обучение новым профессиям, повышение квалификации и др.), и готовой еды с доставкой.