Как сообщают в Центробанке, в этом году в список добавили Тинькофф Банк из-за активного роста, существенно превышающего среднерыночные показатели, а также из-за расширяющейся клиентской базы.
В самом банке это не стало неожиданностью, но прогнозировали это событие не ранее 2023 года.
Теперь в списке 13 банков:
- ЮниКредит Банк;
- Газпромбанк;
- Совкомбанк;
- ВТБ;
- Альфа-Банк;
- СберБанк;
- Московский Кредитный Банк;
- «Открытие»;
- Росбанк;
- Тинькофф Банк;
- Промсвязьбанк;
- Райффайзенбанк;
- Россельхозбанк.
Данный перечень ЦБ ведёт с 2015 года и обновляет регулярно раз в год. Год назад, в октябре 2020-го, в обновлённый перечень был добавлен Совкомбанк. До этого изменения вносились в 2017 году, был добавлен Московский кредитный банк.
Изначально, кстати, планировалось, что в перечень системно-значимых будут включены 50 банков, но позже список сократили.
Системно-значимыми банками занимается отдельный департамент Центробанка, на такие банки накладываются дополнительные обязательства, в т.ч. раньше остальных подключать своим клиентам возможность пользоваться новыми опциями Системы быстрых платежей.
Системно значимые организации определяют по объёму активов, объёму вкладов физлиц по отношению ко всем вкладам в банковской системе, объёму сделок на межбанковском рынке и др.
Данные критерии, кстати, были определены в январе 2014 года. Совсем недавно в Центробанке задумались об их обновлении. Например, в докладе о регулировании банковских экосистем говорится о том, что банки, участвующие в крупных экосистемах, могут получить статус системно значимых, даже если не удовлетворяют некоторым критериям масштаба банковской деятельности.
Кроме того, в ЦБ работают в деловой репутацией банков. За время работы, с 28 января 2018 года, было получено более 1000 обращений о восстановлении деловой репутации. А точнее, 1040 жалобы от должностных лиц и собственников финансовых организаций на то, что их квалификация или деловая репутация признаны не соответствующими установленным требованиям.
Рассмотрено 849 жалоб, из них 59% удовлетворено, в 41% случаев в удовлетворении заявленных требований отказано. Остальные оставлены без рассмотрения из-за нарушения требованиям либо находятся в стадии рассмотрения.
В 2021 году отмечается значительный рост жалоб, отмечают в ЦБ, уже поступило 308 жалобы. Для сравнения:
- в 2018 году было 225 жалоб;
- в 2019 — 330;
- в 2020 — 177 жалоб.
Рост жалоб связан также с тем, что активнее стали обращаться некредитные финансовые организации.