Итак, абсолютное большинство россиян, более 86% подвергались атакам со стороны мошенников, пишут «Известия» со ссылкой на исследование компании «Антифишинг»:
- около 50% получали сообщения от друзей с просьбой помочь деньгами;
- половина сталкивалась со звонками от имени службы безопасности какого-либо банка;
- каждый третий сталкивался с мошенничество так или иначе связанным с темой коронавируса (предложения получить компенсацию из-за пандемии, получить пропуска на выход из дому и т.д.), с письмами об акциях на товары и уведомлениями о необходимости смены пароля (на портале Госуслуг, от емейла и др.).
Обо всех этих методах мы неоднократно писали, а также периодически стараемся вам сообщать о том, чего нового придумывают мошенники. И, несмотря на то, что об этом говорят «из каждого утюга», почти 19% мошеннических действий заканчиваются кражей денег.
Например, вот с начала года в Сбербанк поступило около 2,9 млн. обращений клиентов о попытках обмана, что по сравнению с 2019 годом больше более, чем в 2 раза, рассказал представитель Сбербанка «РИА Новости».
Как говорится в исследовании, в абсолютном большинстве случаев мошенники предпочитают использовать методы социальной инженерии, т.к. проще убедить человека сделать что-то, чем искать программные уязвимости и взламывать системы защиты.
Но, правда, и в цифровых технологиях мошенники развиваются — подставляют короткие номера банков и пытаются ввести в заблуждение; поменяют платёжные формы и деньги уходят не туда и др.
К сожалению, как утверждают эксперты, шансов вернуть украденные деньги очень мало. Мошенники моментально выводят деньги, и они исчезают в неизвестном направлении.
Выросло число атак мошенников на ИП юрлица, которые привыкли относиться с уважением к запросам и звонкам из контрольно-надзорных органов. Вот весной ФНС предупреждала о мошенничестве от их имени, а теперь добрались до прокуратуры. Так что если вам представляются сотрудником каких-либо органов власти, поддаваться не следует, необходимо сначала проверить информацию.
К социальной инженерии присоединяются кибератаки. За январь-июнь рост киберпреступности составил почти 92% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а удельный вес в общей структуре преступности достиг 22,3%.
Одним из главных источников угроз была и остаётся электронная почта — через неё граждане чаще приходят письма с вредоносным программным обеспечением. Об этом сообщили РИА-Новости в Центре быстрого реагирования на инциденты кибербезопасности международной компании Group-IB.
Эксперты считают, что в связи со всем этим необходимо повышать финансовую грамотность не только граждан и бизнеса, но и правоохранительных органов. Последних, кстати, будут обучать — программу обучения полицейских запустят Центробанк и АНО «Цифровая экономика».
Представители правоохранительных органов должны научиться распознавать и бороться с разными видами социальной инженерии, кибератаками и т.д. Большая проблема в том, как такие дела регистрировать и пускать в расследование, поэтому стараются не доводить их до суда.
Но терять бдительность не стоит и тогда, когда вы лично обращаетесь в отделение банка. Мы вот тут писали уже о том, как вводят в заблуждение клиентов банков и МФО. Новые цифры привели в ФАС. За полгода было выдано 11 предупреждений банков относительно недобросовестной конкуренции и введения клиентов в заблуждение. И это только центральным аппаратом. Как сообщили в Федеральной антимонопольной службе, такое количество ранее не фиксировалось.
Например, представители банков «забывают» рассказать клиенту о не начислении процентов с определённого остатка средств. Потребители также получают неполную, противоречащую информацию на сайте банка о его действующих тарифах. Есть нарушения при оформлении вкладов с плавающей процентной ставкой, неинформирование потенциальных клиентов об ограничениях при получении кэшбэков по кредитным и дебетовым картам и др.