Что такое Реестр обязательных требований
Формирование реестра началось в 2021 году — в феврале были утверждены Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований.
Если в общих чертах, то реестр — это информационная система, которая содержит перечень требований, ответственность за их нарушения и дополнительные материалы, помогающие соблюдать установленные правила.
Заполняют реестр госорганы и ведомства, причём информации туда вносится с каждым разом всё больше.
Последний раз перечень вносимых данных расширяли в начале текущего года. Например, ФНС должна была внести сведения по контролю за применением онлайн-касс, а Роскомнадзор по осуществлению контроля за обработкой персональных данных.
Что нового?
Реестр обязательных требований до конца года дополнят информацией о правилах для бизнеса в рамках предоставления разрешений (получение лицензий, аккредитаций, сертификаций и т.п.).
По словам Дмитрия Григоренко, реестр в итоге должен стать полной базой данных обо всех требованиях, которые закреплены в нормативных актах и проверяются на федеральном уровне.
Это должно обеспечить прозрачность правил и норм, установленных законодательством для предпринимателей.
Недавно, кстати, для бизнеса в очередной раз продлили возможность получать лицензии в упрощённом порядке. Во время пандемии их стали продлевать автоматически, а с августа 2021 года начался эксперимент по выдаче в электронном виде через портал «Госуслуг».
Эксперимент должен был закончиться 1 сентября текущего года, но продлили до конца 2024-го с тем, чтобы в следующем году принять соответствующие законодательные акты и ввести новый подход на постоянной основе.
Обещают, что к концу года бизнес сможет получить через портал «Госуслуг» более 400 видов лицензий от 43 федеральных органов власти и 2 госкорпораций.
Смысл эксперимента в том, чтобы предпринимателям не приходилось посещать ведомства и приносить большое количество документов. Всю необходимую информацию лицензирующие органы получают путём межведомственного взаимодействия.
Таким образом, сократились и сроки выдачи лицензий — в среднем с 45 до 15 рабочих дней, других разрешений с 42 до 34 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с 10 до 5, для получения других разрешений с 8 до 6. На сегодняшний день более 70% заявлений на получение лицензий бизнес подаёт в электронном виде.
Какова цель создания реестра
Цель создания реестра — повышение качества контрольно-надзорной деятельности и снижение административной нагрузки на бизнес за счёт утверждения единых правил и принципов для всех видов контроля.
Реестр объединён с другими системами в сфере контрольно-надзорной деятельности, в частности, с Единым реестром видов контроля (на сайте Минэкономразвития), Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий и Единым реестром проверок (Прокуратура). В результате появляется возможность привязать требования к проверкам, которые планируются на федеральном уровне.
По словам зампреда Правительства Дмитрия Григоренко, контрольно-надзорные мероприятия федерального уровня либо уже привязаны к требованиям для бизнеса, либо получат такую привязку к концу 2023 года.
«Мы синхронизируем проверки с обязательными требованиями в цифровой системе. Это необходимо для того, чтобы в ней отображался не только факт нарушения, но и какие именно правила были нарушены. В этой же системе собраны обращения предпринимателей, которые поступают через сервис досудебного обжалования. Таким образом, мы можем получать полную картину по каждой проверке и использовать эту информацию для точечной донастройки как самой процедуры контроля, так и существующих правил», — сказал зампред Правительства Дмитрий Григоренко.
Где искать
Пока что Реестр обязательных требований располагается на отдельном портале, но обещали, что вскоре все данные появятся в Личных кабинетах на портале «Госуслуг».
В начале 2023 года Минэкономразвития и Минцифры пытались создатьпортал в помощь предпринимателя с понятным интерфейсом и быстрым поиском, но он так и не заработал в полную силу.
В настоящее время в реестр обязательных требований внесены сведения о 499 тыс. требований, проверяемых в рамках 99 видов контроля и 51 вида разрешительной деятельности.
Видов деятельности, для которых нужно получать разрешение, довольно много, и если вы затрудняетесь, рекомендуем обратиться к нашим профессиональным регистраторам, которые в курсе всех нюансов. Это сэкономит часы вашего времени и защитит от штрафов.