Как сообщила Татьяна Илюшникова, несколько лет назад было принято решение отказаться от прямых субсидий на открытие своего дела. По её словам, когда предприниматели просто получали деньги, то у них не всегда получалось работать эффективно, потому что для бизнеса требуются определённая компетенция и опыт.
Опросы Минэкономразвития показали, что половина предпринимателей в России хотят учиться новому, и речь не о классическом образовании, а о современных технологиях, например, в сфере маркетинга или smm, или участие в госзакупках.
Поэтому впредь меры поддержки будут ориентированы на развитие недостающих предпринимательских навыков. Обучение будет происходить в т.ч. в Центрах «Мой бизнес», которые есть во всех регионах России.
Что же касается материальной поддержки, то в МЭР обсуждают такой механизм, как «Бизнес-бокс». Т.е. грант дадут, но вирутальный, а не живыми деньгами, и только после тестирования знаний и бизнес-идеи.
Мы, конечно, точно чего-то не знаем, однако сейчас (пока ещё?) можно получить грант от государства на открытие и на развитие бизнеса, мы об этом писали. Там как раз нужно защитить свою бизнес-идеи, и при этом выдаётся «живая» субсидия, за которую потом надо отчитаться.
Но вернёмся к «Бизнес-боксу» — будет создана цифровая система, где предприниматель сможет заработать баллы и потратить на какие-либо меры поддержки, в. т.ч. обучение или материальную помощь. Реализовано будет совместно с Корпорацией МСП и Центрами «Мой бизнес».
Кстати, на этом же форуме Корпорацией МСП будет представлена новая стратегия развития, ждём с нетерпением.
А пока хотим отметить, что по всем остальным опросам выходит, что предпринимателям не хватает как раз финансовых инструментов. Например, это отражается в «Индексе роста МСП», который уже более года ежемесячно подсчитывают в аппарате бизнес-омбудсмена. А главными мерами поддержки предприниматели считают снижение налогового бремени.
Научиться чему-либо сегодня труда не составляет — интернет, к счастью, всем даёт такие возможности. А вот даже получить кредит удаётся далеко не всем предпринимателям, особенно большие проблемы были с льготными кредитами, мы о них уже писали. Что же, остаётся только ожидать, что в итоге предложит бизнесу государство.
Кроме того, Татьяной Илюшниковой был затронут вопрос нацпроектов, которые не так давно были обновлены. А точнее, нацпроекта МСП.
По её словам задача по увеличению численности занятых в МСП осталась главной, но изменился способ достижения этой цели. Например, добавили меры поддержки самозанятых, молодёжного предпринимательства.
Ну, и любимая в последнее время тема, которую в своё время начал премьер-министр Михаил Мишустин, цифровизация.
«Основной индекс предпринимательского счастья — если в какой-то момент предприниматели вообще перестанут замечать в своей деятельности государство. При этом все необходимые контрольно-надзорные, налоговые, регистрационные и другие вещи будут происходить рефлекторно. Тогда и бизнес будет развиваться, деятельность предпринимателя будет нормально функционировать», — сказала замминистра.
Для этого развиваются проактивные электронные сервисы и единая цифровая экосистема в формате одного окна с мерами поддержки и взаимодействием с органами власти. Господдержка должна стать вроде доставки еды — просто выполнение определённых функций, вне зависимости от личного отношения или оценки чиновников.
Небольшой экскурс в историю со слов замминистра
- Первые меры для бизнес появились в 1991 году и в этом году им исполняется 30 лет. Тогда предпринимательству впервые разрешили появиться со времён НЭПа.
- После 1998 года появляются федеральные программы именно для малого предпринимательства.
- После 2008 года для бизнеса начали появляться различные меры поддержки (налоговые, правовые, экономические).
- Во время распространения пандемии сформировали максимально адаптированный под нужды предпринимателей пакет мер, который является важной частью Программы социально-экономического развития до 2030 года.
Сегодня в России порядка 6 млн малых и средних предпринимателей (МСП). Самое активно развивающее направление — креативная экономика, т.е. приобретение позитивного опыта, эмоций и впечатлений вместо просто товаров или услуг. В сотрудничестве с Министерством культуры принято решение о создании института по поддержке креативных индустрий.