Индекс начали измерять весной прошлого года в связи с беспрецедентным закрытием всех предприятий и уходом людей на самоизоляцию. Индекс рассчитывает совместно с Институтом роста экономики им. П.А. Столыпина и Сбербанком России.
Очередные выводы были оформлены в доклад «МСП/Постковид. Время для системных изменений», который станет одной из составляющих ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей президенту.
В индексе учитываются такие показатели, как поступления на счёт с банковских карт, объём фонда оплаты труда, количество занятых и др. По итогам индекс находится в пределах от -50 до +50.
- Итоговый индекс 2019-2020 годов оказался на цифре 4, т.е. малый и средний бизнес демонстрировал всеобщую стагнацию.
- Однако в I квартале 2021 года он достиг значения -30, что является значительным падением.
Резкое падение спроса в пандемию прошлого года частично компенсировалось субсидиями и льготными кредитами от государства, затем постепенным снятием ограничений. Но в итоге рост спроса был исчерпан и в начале года МСП снова увидели падение выручки (на 13%).
Средний объём поступлений на счёт одного МСП (выручка от реализации, поступления от контрагентов, кредиты и т.д.) в III и IV кварталах прошлого года увеличивался за счёт программ поддержки, но в I квартале этого года снизился (на 19%).
Общий объем ФОТ также был поддержан субсидиями и кредитами, но и он последовательно снижается в 2021 году.
Соответственно, в докладе бизнес-омбудсмен предложит не останавливать меры поддержки, и даже вводить новые:
- расширить действие программы ФОТ 3.0 и изменить условия участия в ней;
- провести налоговую амнистию — списать долги компаниям, чья выручка в прошлом году снизилась более чем на 30 % по сравнению с 2019 годом;
- ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости и ввести систему льгот для МСП по налогообложению объектов, облагаемых по кадастровой стоимости;
- создать «банк плохих долгов»;
- снижать кредитные ставки для МСП, расширять механизмы госгарантий;
- для патента — увеличить максимально возможную численность работников;
- для ОСНО — ввести льготную ставку по налогу на прибыль, расширить действие инвестиционного вычета, отменить налог на дивиденды, разработать послабления для экологической деятельности;
- для всех поднять порог взимания дополнительных пенсионных взносов;
- отменить для МСП-пенсионеров уплату страховых взносов и вообще привести методику исчисления пенсий ИП в соответствие начислениям для наёмных работников;
- отменить страховые взносы на сотрудников-стажёров;
- дифференцировать шкалу штрафов (в зависимости от размера предприятия) и заменить штраф за первое нарушение в году на предупреждение;
- а также запретить одновременно привлекать юрлицо и руководителя к ответственности за одно и то же нарушение;
- создать институт медиации в спорах бизнеса с госорганами;
- заменить юрадрес «электронным» адресом;
- ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами;
- развивать специальную программу создания малых производств в регионах — «минипромы» (установить для них пониженные страховые взносы, налоговые каникулы, ускоренную амортизацию, проектное финансирование, бесплатную аренду и т.д.
В докладе обращается внимание, например, что:
- федеральных льготных кредитов в прошлом году было выдано 17 тыс. на общую сумму 1 трлн. рублей;
- от микрофинансовых организаций субъекты МСП получили 42 тыс. займов в рамках нацпроекта на сумму 52 млрд.;
- льготные кредиты под 2% были выданы на 500 млрд.;
- объём льготных сельхозкредитов составил порядка 400 млрд. рублей (половина — МСП).
Однако общий объём кредитов МСП в прошлом году составил 7,6 трлн. рублей. Получается, что остальные кредиты предприниматели получили по обычным, а вовсе не льготным ставкам, а это 5,7 трлн.
Как отмечается в докладе, других источников средств кроме кредитов у МСП нет — они не привлекают средства на фондовом рынке, не прибегают к госгарантиям и т.д. И возможно, с кредитованием дело бы пошло лучше, но у МСП нет залогов, которые помогли бы снизить ставки.