Вообще, были затронуты самые разные темы, но сначала немного о самой конференции и непосредственно о работе уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Всего у нас в стране 85 уполномоченных, которые работают а 83 регионах страны, исключая Мурманскую область и Севастополь. Интересно, что двое защищают предпринимателей на общественных началах, это Астраханская и Томская области.
Максимально сложным оказался прошлый год — сами знаете из-за чего. Самоизоляция, ограничения в работе и вот это всё худшим образом отразилось на предпринимателях и значительно прибавило работы омбудсменам.
В сложном 2020 году уполномоченные получили 16,4 тыс. письменных жалоб, для сравнения в 2019-м — 12,2 тыс.
- Они подготовили 848 ходатайств;
- 1,8 тыс. об изменении нормативно-правовых актов;
- помогли в разрешении около 150 административных дел;
- поспособствовали прекращению 29 уголовных дел;
- а также выплате предпринимателям более 3 млрд. рублей по государственным и муниципальным контрактам.
А теперь переходим к поднятым темам. Вообще, конференция традиционно проводится в преддверии большого ежегодного доклада Бориса Титова президенту. Обратимся к его выступлению и тем тезисам, которые он высказал, они будут оставлять часть его доклада, с которым мы обязательно ознакомимся в своё время.
В докладе заявлен 41 системный успех, однако в некоторых сферах проблемы не решаются годами — в частности, подакцизные товары, кадастровая стоимость и сегмент малого и среднего бизнеса.
Обещают включить в доклад также «реестр проблем российского бизнеса», в т.ч. и озвученных ранее, но не решенных. Будут рассмотрены проблемы развития малого бизнеса, имущественных прав и контрафактный рынок алкоголя. А также представлена необходимость расширения полномочий бизнес-омбудсменов.
Бизнес-омбудсмен отметился также в ещё одной любимой теме — о проверках, количество которых было радикально снижено в прошлом году. По итогам очередного (уже третьего) Индекса административного давления, в прошлом году:
- количество федеральных проверок сократилось с 992 до 402 тыс.;
- региональных — с 307 до 118 тыс.;
- муниципальных — с 49 до 15 тыс.
Однако количество случаев причинения вреда предпринимательской деятельностью, относящейся к поднадзорной сфере 9 ведомств практически не изменилось. Это говорит о том, что количество контрольно-надзорных мероприятий можно снижать в разы.
Интересно также его предложение по созданию машиночитаемого законодательства, в этом случае он предрекает исчезновение юристов как профессии. Обычно это прочат бухгалтерам.
Также Борис Титов предлагает ужесточить ответственность для чиновников, которые не применяют «льготные» для бизнеса положения уголовно-процессуального кодекса.
Как известно, это не редкость, когда положительные изменения в законодательстве разбиваются о практику их реального применения. И случай со сферой предпринимательства не исключение.
Как отметил бизнес-омбудсмен, в законодательство было внесено много изменений в последние годы, в т.ч. содержащихся в предыдущих докладах:
- повышены пороги ущерба по экономическим статьям;
- по ряду статей предусмотрена возможность прекращения уголовного дела при условии возмещения ущерба;
- особый порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам распространён в т.ч. на мошенничество;
- уточнены критерии применения заключения предпринимателей под стражу;
- расширен перечень экономических преступлений, уголовные дела по которым возбуждаются только по заявлению потерпевшего;
- от уголовной ответственности освобождается предприниматель, погасивший задолженность по зарплате;
- под контроль взята обоснованность изъятия оригиналов документов, материалов и документов.
Однако проведённые среди экспертов (адвокатов, юристов и сотрудников прокуратуры), а также предпринимателей опросы дают не такую радужную картину (по данным ФСО России). Эксперты, например, большинство недавно введённых норм оценивают как неэффективные.
Суды продолжают также активно и необоснованно избирать меру пресечения в виде заключения под стражу, используя для этого неточные формулировки, о том, что «преступление находится вне сферы предпринимательской деятельности».
Предприниматели жалуются на неприменение всех тех послаблений, которые должны были бы действовать, например, с необоснованным изъятием средств производства и носителей информации столкнулись около 80%.
Те же 80% опрошенных предпринимателей вообще считают ведение бизнеса в нашей стране небезопасным, а себя — не защищёнными законом от необоснованного уголовного преследования. Кстати, последнему посвящено около 10% всех обращений к уполномоченным, в обращениях к федеральному эта цифра доходит до 30%.
Сотрудники прокуратуры считают, что правосудие в нашей стране независимо и объективно — так ответили почти 80%. И почти такое же количество предпринимателей 79,9% уверены в обратном.
Интересно, сам Борис Титов отмечает, что «в правоохранительные органы мы выходим с обращениями только от тех предпринимателей, в правоте которых уверены. Их не более 20% от общего числа».
Так или иначе, как заключают в аппарате бизнес-омбудсмена, введённые послабления никак не повлияли на уголовное преследование бизнеса и на доверие бизнеса к власти.
Как будет организовано это привлечение к ответственности должностных лиц органов власти, о которой говорит Борис Титов, пока не очень ясно. Надежды возлагают на указание Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, ФСБ и ФТС от 23.07.20 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля… по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности».
А также на вступление с 1 июля нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Это, кстати, приведёт и к серьёзная трансформации единого реестра проверок.
И напоследок новость, которая для кого-то окажется хорошей, а для кого-то не очень — в следующем году срок полномочий федерального бизнес-омбудсмена заканчивается, Борис Титов должен будет покинуть свой пост. Нового уполномоченного на следующие 5 лет будет назначать президент.