Памятка называется «10 шагов по выдаче МЧД»:
- Сначала нужно узнать данные представителя (на кого выдают доверенность) — это может быть физлицо, ИП или юрлицо. Например, руководитель может выдать доверенность на наших бухгалтеров, мы будем готовить и сдавать вашу отчётность на законных основаниях.
- Затем узнать данные доверителя (который выдаёт доверенность) — это может быть юрлицо или ИП. Интересно, что для ИП даже не нужны данные паспорта, налоговая служба ориентируется на ИНН.
- После этого нужно зайти в блокчейн хранилище машиночитаемых доверенностей, специально созданное налоговой службой. Выберите раздел «Создание доверенности» и выберите тип доверенности — предлагается 3 варианта: только для обмена данными с налоговой, для обмена данными с контрагентами и с разными ведомствами в зависимости от потребностей бизнеса (версия 003, EMCHD_1 подходит для Банка России, Казначейства, ЕГАИС и маркировки; версия 002 — для органов власти, которые ещё не принимают версию 003).
- Заполните доверенность.
- Сохраните себе номер МЧД.
- Скачайте МЧД и, как советует памятка ФНС, запомните, куда вы сохранили файл (возможно, потеря документа на компьютере — весьма частая проблема, с которой налогоплательщики обращаются в ФНС?).
- Подпишите МЧД электронной подписью (и опять же не забудьте запомнить, куда сохранился файл).
- Снова перейдите в реестр МЧД, специально созданный налоговой службой.
- Загрузите туда подписанную МЧД.
- Представитель, указанный в МЧД, может приступать к подписанию документов, указывая реквизиты доверенности. По этим реквизитам (номер МЧД, ИНН компании и поверенного) заинтересованные лица смогут проверить статус доверенности в реестре МЧД.
Добавим, что человек, выдавший доверенность, может досрочно прекратить её действие и выдать новую.
Весь этот путь можно пройти и с помощью операторов ЭДО, которые подсоединились к распределённому реестру ФНС.
Наверное, не стоит в который раз напоминать, что с 1 сентября больше не действуют электронные подписи сотрудников с реквизитами юрлиц и ИП, полученные в коммерческих удостоверяющих центрах.
Теперь если у компании или ИП есть представитель, подписывающий документы, то он должен использовать собственную усиленную квалифицированную электронную подпись физлица. А компания оформляет на него доверенность на подписание этих документов — теперь это машиночитаемые доверенности.
Обратите внимание, что доверенность должна быть загружена в реестр МЧД, направлена в налоговый орган и принята до начала сдачи налоговой отчётности. Лучше, конечно, всё это делать заранее, чтобы не пропустить сроки сдачи отчётности.
А ещё лучше доверить всё нашим бухгалтерам — у нас уже настроен и отработан процесс сдачи отчётности для более 650 клиентов, мы быстро всё настроим и для вас.