В межведомственную рабочую группу при правительстве РФ входят представители Минцифры, Федеральной налоговой службы и других профильных государственных органов. О том, что принято решение ввести переходный период, сообщил один из представителей комиссии зампред Правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи Дмитрий Чернышенко.
Переходный период поможет участникам электронного документооборота подготовиться к работе с электронными (т.е. машиночитаемыми) доверенностями.
Вкратце напомним, что со следующего года вступают в силу новые правила получения электронных подписей. Директор получает электронную подпись только в удостоверяющем центре ФНС или у так называемых доверенных лиц (прошедших строгую аккредитацию). Остальные в в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Более никаких подписей на компанию — только на людей, как физических лиц. Подписываться без доверенности от имени компании сможет только генеральный директор.
Если же, например, планируется, что бухгалтер будет подписывать отчётность для сдачи, а коммерческий директор договоры с контрагентами, то директор должен выдать им доверенности. Т.к. подпись электронная, то и доверенности электронные. О них и идёт речь.
Чтоб приспособиться к новым условиям компаниям дадут возможность использовать электронные доверенности по желанию, нежелающие смогут получать электронные подписи по старым правилам, т.е. с данными физического лица и организации одновременно. Уже сейчас компаниям можно присоединиться к эксперименту по машиночитаемым доверенностям через своего оператора ЭДО.
Чтобы получить подпись в налоговой, нужно записаться на приём (обязательно личное присутствие для идентификации), подготовить пакет документов (в т.ч. сертификат для носителя), может быть, постоять в очереди. А может быть, и не попасть на приём в связи с грядущим локдауном (не первым и, видимо, не последним).
Электронная подпись будет бесплатной, но нужно будет самостоятельно купить специальный токен. Налоговая сказала, что в регулирование цен на них она вклиниваться не будет, так что вполне можно ожидать роста цен.
Мы, кстати, можем вам помочь наладить электронный документооборот, не совершать лишних телодвижений и не тратить лишние деньги.
Электронный документооборот — это одна из стратегических инициатив нашего государства, поэтому рано или поздно на него должны перейти все компании и ИП.
Обратите внимание, соответствующие поправки ещё не приняты, и касаются они только работников, но не гендиректоров, которые единственные имеют право действовать от имени организации без доверенности.
Хотя требования к доверенностям уже утверждены. ФНС утверждала формат для сдачи отчётности, а Минцифры —
для документов и доверенностей, используемых в отношениях между юрлицами.
Ещё одна причина для введения переходного периода, помимо неготовности бизнеса, — около трети удостоверяющих центров не могут пройти аккредитацию из-за жёстких требований и приостановили работу. Ознакомьтесь с аккредитованными на специальной карте.
В связи с этим, кстати, у многих предпринимателей возникает вопрос — что с теми подписями, которые были выданы ранее. Мы на эти вопросы неоднократно отвечали:
- до 31 декабря 2021 года можно пользоваться ЭП, даже если они выданы не прошедшими аккредитацию удостоверяющими центрами (письме ФНС № КВ-2-24/1159@ от 04.08.21);
- ЭП выданные ФНС и аккредитованными по новым правилам УЦ будут действовать 15 месяцев, в т.ч. и в 2022 году (письмо Минцифры №ОП-П15-085-33604 от 10.08.21).
Главное помнить, что электронная подпись — это полный аналог личной подписи. Завладев ей, мошенники могут зарегистрировать компанию или сменить директора, напортачить с отчётностью и украсть деньги. Поэтому к её защите нужно отнестись с не меньшим вниманием, чем к обычной, т.е. не разбрасывать токен где попало и не записывать пароли от носителя или контейнера ЭП на видных местах.
До нововведений в обороте находилось около 15 млн. квалифицированных сертификатов электронных подписей. Из них почти 90% использовались организациями, предпринимателями и чиновниками.
И напоследок неординарное предложение от Минцифры — создать усиленную квалифицированную электронную подпись на базе сим-карты для смартфонов. Правда, пока непонятно, что делать с безопасностью данных, ведь симку можно потерять, её могут украсть или виртуально взломать. Встаёт также вопрос о стоимости сим-карты, которая с ЭП должна возрасти в разы.