Что произошло?
В конце прошлого года наконец-то был принят закон, который расширяет возможности применения Единой биометрической системы — это федеральная база этих самых биометрических данных. Оператором её является всё тот же Ростелеком.
Почему наконец-то — потому что рассмотрение законопроекта началось ещё в середине июля 2019 года. Разработка самой ЕБС ещё раньше — в 2017 году.
До конца 2020 года использовать ЕБС могли только банки, законопроект разрешил собирать и использовать биометрию государственным органам, органам местного самоуправления, коммерческим организациям — страховым компаниям, сотовым операторам, ритейлерам и др. А также индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и др.
Составлять перечень участников ЕБС, актуализировать его и должен будет оператор. Кроме того, в его обязанности будет входить направление сведений в Роскомнадзор и ведение реестра в открытом доступе на официальном сайте ЕБС.
Помимо этого, ранее применение ЕБС было возможно только для удаленного открытия вкладов, получения кредитов и переводов денежных средств, теперь же функционал системы расширен, но об этом ниже.
За чей счёт банкет?
Разработку ЕБС полностью финансирует Ростелеком, как сообщается на сайте, уже вложено 250 млн. и планируется в ближайшие 5 лет ещё 1,5 млрд. рублей.
Чтобы стать участником системы, организациям или властям нужно будет заключить с Ростелекомом договор. Присоединение к ЕБС для желающих бесплатно, но при этом оборудование для снятия данных им придётся покупать самостоятельно. Кроме того, нужно будет подтверждать обеспечение безопасности персональных данных (ФЗ № 152).
И это ещё не все затраты — каждый запрос данных из ЕБС будет стоить 200 рублей. Их поделят:
- тот, кто запрашивает (например, розничная сеть, клиент которой решил расплатиться «лицом»),
- разработчики (компании придумавшие, как это всё работает),
- и Ростелеком (который «следит» за работоспособностью системы).
Распределение суммы неизвестно, но, скорее всего, самая большая доля будет, конечно, у оператора.
Пока сбором биометрии занимаются только 232 банка и некоторые МФЦ.
На конец прошлого года в ЕБС содержались данные о 160 тыс. пользователей. Не так уж много, учитывая население России.
А немногим более чем за год существования системы с её помощью было совершено всего около 1,5 тыс. операций.
Организациям пока совсем невыгодно участие в ЕБС, учитывая небольшую популярность биометрических данных и внушительные затраты на оборудование и обеспечение защиты данных, чем плата за то, что клиенты удалённо воспользуются услугами посторонних организаций.
Поэтому финансовые организации предпочитают составлять собственные базы и не передавать информацию в Единую биометрическую систему. Посмотрим, как будут действовать госорганы и коммерческие организации.
Как писали СМИ, «Сбер» уже собрал данные нескольких миллионов клиентов, «Тинькофф» до 10 млн., ВТБ — более 130 тыс.
Но неизвестно, что нас ждёт, вполне возможно, в будущем всех участников законодательно обяжут в обязательном порядке передавать данные в ЕБС.
Кому это нужно?
Гражданам
Они смогут удалённо подтверждать личность и получать разного рода услуги — и теперь не только в банках. Кроме того, данные в ЕБС будут сопряжены с информацией в Единой системе идентификации и аутентификации, т.е. на портале Госуслуг, поэтому и государственные и муниципальные услуги тоже можно будет получать при помощи биометрических данных.
Хотя, как показывают опросы, около половины россиян не знают, что это за система и как она работает. А те, кто знает, сомневаются, что собранные данные надёжно защищены. Ещё в банках куда ни шло, там система защиты более отработана. Но готовы ли вы доверить сдачу данных и хранение магазину розничной сети?
Кроме того, пока ещё нет большой практики применения системы и, соответственно, нет понимания, какие организации смогут получать биометрические данные, смогут ли их запрашивать самостоятельно и с какими целями, будут ли уведомлять человека о таких запросах, и как будут хранить и защищать подобную информацию.
ООО и ИП
Бизнес тоже сможет получать разного рода услуги удалённо. Это выгодно, например, тем, кто работает по государственным контрактам: предприниматели вынуждены под каждый новый контракт оперативно открывать счета в разных регионах, с ЕБС это будет проще.
Можно без затрат и усилий менять кредитные организации, выбирая более выгодные условия. Или, например, увеличивать скорость обслуживания клиентов, сокращать документооборот и расходы на обслуживание.
Однако и тут есть проблемы — захотят ли должностные лица (руководители и бухгалтеры) сдавать свои данные для нужд своих компаний? Многие эксперты пока сомневаются.
Помимо этого, мошенники обязательно воспользуются биометрическими данными, как сейчас электронной подписью — сколько с её помощью совершенно мошеннических действий, мы неоднократно рассказывали. обслуживание.