Новый закон и новый приказ
Уже через неделю, 25 июля начнёт действовать закон о новых механизмах противодействия подозрительным операциям, мы о нём подробно писали.
В целях исполнения закона Центробанк издал приказ «Об установлении признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента», который вступит в силу тогда же, 25 июля.
Кроме того, ЦБ запускает новый механизм для компаний, которые внесены в «черный список», но считают, что попали туда ошибочно.
Новые признаки мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки при совершении переводов своих клиентов.
Новые признаки
Во-первых, банки должны приостанавливать переводы денежных средств, если по их данным получатель таких средств уже был замечен в мошенничестве. Причём, эти данные не обязательно должны поступить из базы данных Банка России, а могут быть из внутренних перечней самих банков.
Во-вторых, приостанавливать движение по счетам банк обязан, если в отношении получателя появится информация о возбуждённом уголовном деле. Причём информация не обязательно должна поступить от правоохранительных органов, подтверждающий документ может предоставить любое заинтересованное лицо.
И в-третьих, банкам придётся брать во внимание информацию, поступившую от всех организаций, а не только банковского сектора. Например, поступившую от операторов связи, владельцев мессенджеров и сайтов, о подозрительном характере совершаемых клиентом телефонных переговоров, нетипичности получаемых сообщений. в т.ч. в мессенджерах или по электронной почте.
Ранее утверждённые признаки
Их банки должны продолжать учитывать в своей работе. Во-первых, опираться на сведения, полученные из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, формирование и ведение которой осуществляются Банком России.
Во-вторых, фиксировать устройства и программное обеспечение, с которого клиент обычно совершает переводы, и блокировать операции на устройствах, с использованием которых ранее были попытки переводов без согласия клиента.
И, наконец, в-третьих, блокировать перевод, если он является для клиента нетипичным (по времени, месту, устройству, сумме, периодичности и т.д.).
Как обжаловать включение в базу данных мошеннических операций
Банк России утвердил порядок исключения сведений о гражданах и организациях из базы данных, в которой собрана информация о случаях и попытках перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.
С 26 июля граждане и компании смогут обжаловать включение в базу данных Банка России через интернет-приёмную ЦБ.
Заявление примут в банке, где компания или гражданин является клиентом. Банк должен будет перенаправить обращение в Центробанк не позднее следующего рабочего дня.
Также можно будет обратиться в интернет-приёмную непосредственно на сайте Банка России. На рассмотрение заявления даётся 15 рабочих дней.
Также банки смогут самостоятельно (без участия клиента) отправлять в ЦБ сообщения о том, что информация о клиенте попала в базу без веских оснований.