Вообще, уголовная (да, не только административная) ответственность за нарушения в маркировке уже была ранее. Самый большой срок до 6 лет лишения свободы можно получить за производство, продажу, приобретение, хранение или перевозку немаркированного алкоголя или табака. И то, лишь в том случае, что нарушение совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере (более 1,5 млн. рублей).
В ст. 171.1 УК РФ прописано, что лишение свободы может быть заменено принудительными работами или штрафом. Кстати, по этому нарушению он самый большой — до 1 млн. рублей или в размере дохода за 5 лет.
По остальным пунктам санкции тоже немаленькие. Так что если вы предприниматель и обязаны маркировать товары, ознакомьтесь с информацией в Уголовном кодексе. Ответственные покупатели, кстати, должны скачать приложение «Честный знак» и проверять товары на соответствие закону.
Информация о санкциях за нарушения с маркировкой содержатся в упомянутой ст. 171.1 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ».
Туда же были внесены изменения (№ 293-ФЗ от 01.07.21). Они, в общем, незначительные, но завершают картину.
Если до этого наказывалось лишь производство, продажа, приобретение, хранение и перевозка товаров и продукции без маркировки, то теперь — использование заведомо поддельных средств идентификации.
Средство идентификации — это сам код, который находится на товаре и который можно сосканировать (в т.ч. с помощью мобильного телефона и приложения «Честный знак»), и узнать всё об этом товаре.
Так вот, если «нарисовать» код от балды и «поймают», то штрафы (до 300 тыс. рублей), работы (до 3 лет) или тюрьма (до 3 лет со штрафом до 80 тыс. рублей).
Изменения вступают в силу с 1 декабря.
Но это ещё не всё, президент также подписал законопроект с дополнениями в Кодекс об административных нарушениях. Также с 1 декабря в КоАП появится новый пункт в ст. 15.12 «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации».
Ужесточают ответственность за нарушения с маркировкой лекарств и табака, в также за нарушения порядка и сроков предоставления сведений в Центр развития перспективных технологий и в систему «Честный знак». Штраф ИП или должностному лицу составит 5-10 тыс. рублей, юрлицам 50-100 тыс. рублей, товар конфискуют. Возможна приостановка деятельности.
При этом отдельно предусматривается конфискация производственного оборудования, использованного для изготовления немаркированного товара.
По лекарствам, кстати, была большая проблема, мы о ней писали. Обязательную маркировку этой отрасли запустили в июле прошлого года, однако система работала некорректно, отчего производители и продавцы не могли своевременно отгрузить продукцию и ввести её в оборот. В итоге полки в аптеках пустели и начался большой ажиотаж.
После этого ввели упрощённый режим работы с маркировкой лекарственных средств с разрешением от Росздравнадзора. В настоящее время его собираются продлить до 1 февраля следующего года.
Что ещё нового по маркировке — с 1 января 2022 года передать УПД и УКД можно будет только через оператора ЭДО. Уже сейчас это условие обязательно для некоторых отраслей.
Закончить хотим на положительной ноте — «Платформа ОФД» выяснила, какое мороженое любят россияне: топ-продаж маркированного мороженого — пломбир в стаканчике, эскимо в шоколадной глазури, и сливочное со вкусом черники.
Правда, доля маркированного мороженого и сыров составила 5 % от всего объёма продаж. Это при том, что обязательная маркировка этих продуктов началась 1 июня. С начала лета производители ввели в оборот 320,4 млн. товаров, в системе зарегистрированы 2337 производителей из 85 субъектов России.
Средний чек россиян на маркированное мороженое в июне составил 95 рублей. За немаркированное платили больше – 135 рублей, что на 2% ниже, чем в прошлом году.
Самого мороженого было куплено на 23% больше, что в прошлом июне. Может быть сказалась аномально жаркая погода, которая накрыла регионы в начале лета.