Итак, с 1 июля меняются критерии для перехода на данную форму налогового контроля:
- с 3 млрд. до 1 млрд рублей по доходам и активам;
- с 300 млн. до 100 млн. рублей по налогам (с учётом НДФЛ и страховых взносов).
Т.е. большее количество компаний может ввести на своих предприятиях налоговый мониторинг. Для этого требуется подать в налоговый орган по месту постановки организации на учёт заявление о проведении налогового мониторинга.
Новый срок подачи заявления — до 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга. Ранее этот срок был 1 июля.
Т.е. теперь, если организация собирается перейти на налоговый мониторинг со следующего, 2022 года, то подать заявление необходимо не позднее 1 сентября текущего, 2021 года. Если в отношении компании уже проводится налоговый мониторинг, то представлять заявление не нужно (нужно заявление, если компания решила отказаться от его проведения, иначе он продлевается автоматически).
Заявление представляется в электронном виде, форма и формат утверждены приказом ФНС № ЕД-7-23/476@ от 11.05.2021 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
Есть также перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговый орган вместе с заявлением, они будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС «Налог-3» (список в письме ФНС № БВ-4-23/13939@ от 31.08.20).
В проведении налогового мониторинга могут отказать, если не будут соблюдены условия. Если его проведение подтвердят, то налоговый мониторинг начнётся с 1 января следующего года.
О взаимодействии организаций с налоговыми органами во время проведения мониторинга ФНС пояснила в письме № 23-1-03/0007@ от 18.03.21. там же поясняется насчёт новых форматов документов, которые ещё не утверждены, но которыми уже можно пользоваться. Мы не будем на этом останавливаться, а расскажем о том, что ещё нового планируется в налоговом мониторинге.
Изменения в Налоговый кодекс, которые ждут налогоплательщиков с 1 июля, были внесены ещё в конце прошлого года. Среди них есть и другие:
- за счёт исключения оснований для камеральных проверок будет обеспечена непрерывность налогового мониторинга;
- уточняются основания для проведения выездных проверок;
- для участников мониторинга вводится особый порядок возмещения НДС и акцизов;
- устанавливается возможность проведения осмотра и истребования документов у контрагентов;
- с 2022 года блокировать счета участников мониторинга смогут только налоговые органы.
Запланированы изменения, которые произойдут с 2024 года:
- отменяет взаимодействие организаций с налоговыми органами по ТКС в связи со 100% интеграцией с информационными системами организаций;
- введут возможность автоматического истребования документов у компаний через их информационные системы.
Появился налоговый мониторинг в 2016 году. Как мы уже упоминали выше, это такая форма налогового контроля, при которой налоговые органы получают доступ к учётной базе организации и контролируют процесс начисления и уплаты налогов. Компания же освобождается от всех видов проверок (за некоторыми исключениями).
Сначала она была доступна только крупнейшим налогоплательщикам, но со временем планку снижают, и вскоре, может быть, что даже малый бизнес сможет присоединиться при желании.
- С 2021 года на налоговый мониторинг перешли 209 компаний, это примерно 43% доходной части бюджета РФ.
- В 2020 году в налоговом мониторинге участвовало 95 компаний.
- В 2016 году это были только 7 крупнейших налогоплательщиков.
На данный момент по критериям подходят около 4 тыс. компаний, но точно неизвестно, сколько из них выразят желание присоединиться к налоговому мониторингу, т.к. это дело добровольное.
Но у ФНС есть план — к концу 2024 года на новую форму контроля должны перейти не менее 8 тыс. налогоплательщиков.
В текущем году к мониторингу присоединились 10 компаний группы Роснефть, 17 компаний Газпрома, 5 дочерних обществ Новатэка, 4 Лукойла, Норильский никель и Московская биржа. Много иностранных компаний: Procter & Gamble, Леруа Мерлен, МЕТРО Cash & Carry, Нестле, Ферреро, Тиккурила и др. А также 7 компаний, администрируемых в территориальных налоговых органах, в т.ч. Роснано, Петербургский нефтяной терминал, аэропорт Симферополя, Башня Федерация и др.