Ресурс должен быть готов к 1 марта следующего года и тогда предприниматели могут сверяться с ним в случае, когда к ним приходят разного рода проверяющие. В реестре будут все — и старые, и новые требования (сразу после вступления в силу). Это исключит случаи мошеннических действий и злоупотреблений со стороны органов власти. А также снизит административную нагрузку на предпринимателей.
Простые граждане, потребители также смогут пользоваться реестром.
Напомним, что реформа контрольно-надзорной деятельности была инициирована в январе 2019 года в то время председателем Правительства Дмитрием Медведевым.
«Есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания — по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета, — отметил он тогда на Гайдаровском форуме в РАНХиГС. — Дословно это звучит таким образом: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя, пометьте себе».
По его словам, необходимо упразднить подобные неактуальные и устаревшие требования, которые работают ещё с советских времён.
Устаревшие требования к бизнесу потребовал отменить президент Владимир Путин во время традиционного послания Федеральному собранию.
«Давайте, действительно, подведём черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. За оставшиеся 2 года (2 года есть впереди) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные — сдать в архив», — сказал глава государства.
Он выразил сомнение, что даже сотрудники ведомств знают полностью все нормативно-правовые акты по их направлениям.
На тот момент действовало около 2 млн. требований и 221 вид контроля, плюс устанавливающих их нормативных актов 9 тыс. За 2 года много успели отменить, но всё-таки реформа идёт не так успешно, как планировалось.
А ведь уже менее чем через месяц, с 1 января 2021 года, не пересмотренные и не утверждённые заново требования должны «кануть в лету», т.е. лишиться силы.
Контрольно-надзорная деятельность будет переходить от сплошных проверок к риск-ориентированному подходу. Обещают больше ориентироваться на профилактическую работу.
Для начала «восстали» ведомства
В июле Дмитрий Медведев утвердил список федеральных органов исполнительной власти и ведомств в сфере контрольно-надзорной деятельности, в отношении которых будет осуществляться «регуляторная гильотина» — получилось 21 ведомство и 33 госоргана.
Однако представители 12-ти госорганов и ведомств попросили вывести их из-под действия «регуляторной гильотины» по той причине, что у предпринимателей не имеется претензий к их проверкам.
Это были Минюст, Минфин, ФНС, Минпромторг, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Росфинмониторинг, Росздравнадзор, Ростехнадзор, ФСБ, Росгвардия, ФАС и Росалкогольрегулирование.
Со стороны других чиновников тоже шло жёсткое сопротивление. Некоторые уверяли, что множество законов только принято и их нет смысла пересматривать. Другие, что часть требований силовых ведомств содержат государственную тайну, а механизм «регуляторной гильотины» подразумевает общественное обсуждение. А, например, Федеральной налоговой службе стало неясно, что пересматривать в Налоговом кодексе, по которому она работает.
Потом выяснилось, что пересмотреть акты до их запланированной отмены не представляется возможным
Существует утверждённый план отмены законодательных актов — действовать в его рамках, как выяснилось, невозможно, и вот почему.
Почти трети актов времён СССР и РСФСР в правовых базах просто нет и найти их не представлялось возможным. А некоторые существуют только в качестве ссылок из других документов и не существуют в отдельности. Кроме того, данные в правовых базах и государственно-правовом управлении президента не соответствуют друг другу, что создаёт дополнительную путаницу. А всё это проверяется и утверждается к отмене вручную, что требует значительных временных затрат.
И вот в приближении «часа икс» президент Торгово-промышленной платы Сергей Катырин сообщил, что «регуляторная гильотина» так пока и не заработает в полную силу
По его словам, закон N 247-ФЗ от 31.07.20 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» вступает в силу не целиком. Отложены две нормы — о новых сроках вступления в силу обязательных требований (раз в полгода) и о создании реестра обязательных требований (к нему только приступили).
Он сообщил, что указанный закон разрабатывался в процессе развития реформы и является её неотъемлемой частью. По инициативе ТПП в его тексте были прописаны принципы для требований, а также что в случае противоречия друг другу нескольких требований предприниматель может соблюдать любой.
Накануне, кстати, отменили один из столпов работы советского общепита — «Книгу жалоб и предложений». Постановлением Правительства № 1850 от 16.11.20 отменены:
- приказ Министерства торговли РСФСР № 346 от 28.09.73 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»;
- приказ Минторга СССР № 139 от 23.07.73 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»;
- приказ Министерства здравоохранения № 1102 от 12.12.74 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в аптечных учреждениях и магазинах «Медтехника».
Однако, не расстраивайтесь (или не обольщайтесь) — с 1 января следующего года вступают в силу Правил оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства № 1515 от 21.09.20), в п. 6 которых указано, что исполнитель обязан иметь Книгу отзывов и предложений.
По торговле пока ничего не ясно, но, вероятно, и там требование будет продублировано в другом акте.