В рамках этого перехода малочисленные налоговые инспекции будут укрупняться. Эксперимент по такой модернизации проводится с 2016 года в Алтайской республике.
В ноябре ещё в 3 регионах территориальные органы перешли на 2-уровневую систему — это республики Тыва и Хакасия, и Севастополе. А теперь это должно распространиться на всю страну, согласно постановлению Правительства № 1830 от 16.11.20.
Подразумевается, что:
- упраздняемые территориальные инспекции передадут свои функции соответствующим региональным Управлениям по субъектам РФ;
- функции центров компетенции по досудебному урегулированию споров перейдут в межрегиональные инспекции по федеральным округам.
Последнее должно привести к единообразию применения правовых подходов при вынесении решений по жалобам, а также повысить эффективность контроля за деятельностью подразделений по досудебному урегулированию споров.
Т.е. с даты перехода региона на новую систему управления жалобы, полученные налоговыми органами этих регионов, будут рассматриваться межрегиональными инспекциями ФНС по федеральным округам.
Вот так, к цифровизации, о которой так любят говорить и предыдущий, и нынешний руководитель ФНС, присоединяется модернизации системы управления. Вскоре увидим, приведёт ли это к действительному повышению эффективности работы налоговой службы.
Укрупнение вряд ли было возможно без цифровизации, а она без введения в строй нового Федерального центра обработки данных ФНС, который буквально накануне открыли в Дубне председатель Правительства Михаил Мишустин и руководитель ФНС Даниил Егоров.
Создавать такие центры было принято решение в 2011 году, а уже в 2015 открылась первая очередь, в текущем году заканчивается вторая. Всего выбрано только два города для реализации проекта — Дубна и Городец.
Именно на их базе создаются все эти электронные сервисы, которыми так гордится ФНС. Как сообщил Даниил Егоров, за последние 2 года число запросов данных, которыми располагает ФНС, выросло в 10 раз. Сейчас ФНС работает над централизацией этих потоков в единую систему, что позволит навести порядок в источниках, выстроить механизмы загрузки в платформу поставки, реализовать поставку, обеспечить хранение и доступ.
«Все бизнес-процессы теперь автоматизированы. Уплата налогов стала максимально простой и удобной. Сделать это можно в любом месте через уже привычный личный кабинет налогоплательщика — быстро и легко. Так же, как и получить другие услуги ФНС», — сказал в свою очередь Михаил Мишустин, с чьей лёгкой руки и началась цифровизация.
Впереди развитие дата-центров, это необходимо не только для целей налогового администрирования, но и для реализации других значимых проектов, например, обеспечение работы Единого реестра ЗАГС или мониторинга реализации национальных проектов.