Первый законопроект вносит поправки в ст. 16 закона ЗОЗПП и прописывает запрет на принудительный сбор персональных данных у потребителей. А второй вносит в ст. 14.8 КоАП ответственность за такие нарушения. Вот что поясняют инициаторы закона.
Поправки в закон о защите прав потребителей
Первый законопроект устанавливает:
- перечень недопустимых условий при заключении договора, которые ущемляют права потребителей;
- запрет для продавца или исполнителя отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом клиента предоставить персональные данные (если это не предусмотрено законодательством и не связано с совершением сделки).
Разработчики законопроекта указали, что в последнее время всё более распространяется практика необоснованного сбора персональных данных потребителей с целью, не связанной непосредственно с договором. Такое недобросовестное поведение компаний, банков, страховых организаций может повлечь ущемление прав граждан.
В Гражданском кодексе закреплён принцип свободы договора, что означает, что граждане и организации свободны в определении условий договора.
Однако компании лишают обычных граждан права принимать участие в определении условий договоров купли-продажи, вкладов, кредитов, страхования и др. Они в одностороннем порядке определяют положения о правах и обязанностях сторон, и клиенты никак на это повлиять не могут.
Потребители в большинстве случаев находятся в неравном положении с компаниями с точки зрения уровня образования и переговорных возможностей, не обладают сравнимыми экономическими и организационными ресурсами, и являются более слабой стороной.
Поэтому законодатели решили их защитить — когда в законодательстве появится конкретный перечень недопустимых условий, то можно будет предъявить его клиенту или, наоборот, магазину (банку, страховщику), и тем самым защитить свои права.
В частности, собираются запретить оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя, ограничение выбора способа и формы оплаты, уменьшение законной неустойки и др.
Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, за последние 7 лет количество выявленных нарушений в этой области не сократилось, подобные нарушения продолжает оставаться одними из наиболее массовых.
В договоры с потребителями продолжают активно включать условия, которые даже судами признавались недопустимыми. Там есть целый список примеров судебных постановлений. Например, суды считают, что одностороннее изменение условий договора банками и односторонний отказ от предоставления услуг противоречат ст. 310 и 450 ГК РФ. Или, например, нарушает законодательство право клубов и ресторанов отказывать в посещении любому лицу без объяснения причин.
Список большой, мы не будем приводить его весь, если интересно, можно ознакомиться. Там действительно описаны случаи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни очень часто.
Роспотребнадзор постоянно проводит разъяснения для компаний, но это мало помогает. Вот тут, например, о click-wrap-соглашениях — это когда в интернете заключается договор путём нажатия мышкой на кнопку «Я согласен». Недобросовестные продавцы «зашивают» туда дополнительные услуги или товары, что является нарушением ст. 16 ЗОЗПП.
ЦБ и ФАС регулируют работу банков, и предписывают включать в договор отдельный пункт о согласи на рассылку рекламы. А лучше получать такое согласие отдельным документом и давать право клиенту отказаться от рекламных услуг в любое время. Отказ от дачи согласия не должен являться основанием для отказа в предоставлении кредита или займа, указывают в ЦБ.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях
Второй законопроект устанавливает дополнительные меры административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных. В пояснительной записке сообщается, что наблюдается существенный рост жалоб граждан на действия продавцов, которые требуют от предоставить персональные данные при предоставлении услуг или продаже товаров.
Проверки Роспотребнадзора выявили наиболее частые нарушения:
- несоответствие согласия субъекта персональных данных требованиям законодательства;
- обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям;
- нарушение права потребителя на свободный доступ к товарам (работам, услугам) путём ограничения на свободное распоряжение своими персональными данными.
Сегодня закон о защите прав потребителей не способен в достаточной мере защитить этих самых потребителей, и Кодекс об административных правонарушениях также не содержит мер административной ответственности за подобные нарушения.
Поэтому нужно ввести штраф:
- для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. рублей.
Напомним, что сейчас есть штраф за обработку персональных данных без согласия — это до 150 тыс. рублей (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).