Сегодня цифровизация шагает по стране ещё более быстрыми темпами, чем ожидалось ранее. Собственно, из-за всем понятных причин — самоизоляция потребовала большинство офлайн процессов перевести в онлайн.
Впрочем, национальный проект «Цифровая экономика» был разработан ещё до пандемии. Он-то как раз и предполагал, что в ближайшем будущем все компании обязаны будут сдавать всю налоговую и бухгалтерскую отчётность по телекоммуникационным каналам связи. Субъекты МСП за этот год в последний раз могут сдавать бухотчётность, как привыкли, а затем также в обязательном порядке переходят на сдачу по ТКС.
В общем-то, за клиентов «Берегов Невы» отчётность готовят наши бухгалтеры, но подписывать её всё равно должен руководитель организации, а для этого ему нужна электронная подпись, которую мы и выдаём.
В последнее время наши клиенты стали пугаться, получая на электронную почту оповещения от портала Госуслуг о действиях с сертификатами электронных подписей, выданных на их имя.
Многие думали, что эти письма приходят от мошенников, но нет. Теперь действительно с портала Госуслуг можно получать оповещения о некоторых действиях с электронными подписями:
- сертификат выпущен;
- использовался для входа на портал;
- сертификат не зарегистрирован в базе Госуслуг.
Это, конечно же, только в том случае, если человек зарегистрирован на портале. Оповещения также могут приходить в виде смс на телефон, который вместе с электронной почтой указан в профиле на Госуслугах.
На самом портале информация находится в разделе «Настройки и безопасность» на вкладке «Электронная подпись». Для каждого сертификата указан серийный номер, срок действия и УЦ, который его выдал.
Данные стекаются из Удостоверяющих центров, которые обязаны отправлять информацию о выданных сертификатах на портал Госуслуг.
Согласитесь, это важно и удобно — иметь представление о том, что происходит с электронной подписью, ведь это полный аналог обычной письменной росписи.
Мы уже неоднократно писали о разного рода мошенничестве с ЭП, результатом которого может стать не только потеря денег, проблемы с контрольно-надзорными органами, но и потеря всего бизнеса.
В таких условиях становится необходимо отслеживать выпуск сертификатов и действия с ними.
Кроме того, можно оперативно реагировать на оповещения о действиях, которые вы не совершали. Например, если вы увидели в Личном кабинете сертификат, который не получали, то можете сразу оперативно его отозвать.
Какие особенности есть у отображения сертификатов на Госуслугах:
- В личном кабинете видно все сертификаты, в которых указаны личные данные;
- При этом человек видит только собственные сертификаты, но не сертификаты сотрудников компании (например, директор не может видеть сертификаты, выданные на бухгалтера);
- Обратите внимание, что название юрлица не указывается, поэтому иногда можно запутаться и принять такие сертификаты за незаконно выпущенные.
Поэтому важно проверять и перепроверять всю информацию.
Важно!
На портале Госуслуг около сертификатов есть кнопка «Заблокировать», но с её помощью нельзя полностью отозвать сертификат!
Можно лишь заблокировать его работу на портале и на сайтах, где происходила авторизация при помощи учётной записи Госуслуг.
Для полноценного отзыва сертификата ЭП нужно обращаться в УЦ, который его выдал!