«Учёт каждой единицы продукции маркой или кодом обоснован, когда существует вероятность фальсификации продукции и, следовательно, угроза жизни и здоровью граждан. Это правило применимо для крепкого алкоголя, здесь есть отравления и контрафакт. Но для рынка пива это неактуально, подделок в пиве просто не может быть», — сообщил председатель совета АПП Андрей Губка РИА Новости.
По его словам, проблема, которую надо решить — это наличие продукции, с которой не уплачивается акциз. Для её устранения достаточно доработать информационную систему. Маркировка, как отдельная система прослеживаемости, совершенно лишняя.
Правда вот, в Минпромторге не согласны. По их данным, объём нелегального пивного рынка составляет до 12% в зависимости от региона, а это потери бюджета в 22 млрд. рублей в год. По мнению чиновников, маркировка пива увеличит прибыль легальных производителей на 2,5-3 млрд. рублей.
Но в Ассоциации настаивают на своём. Андрей Губка привёл исследование Высшей школы экономики, которая оценила долю «серого» пивного рынка в 5-7%. По его словам, более радикальные оценки безосновательны.
Помимо прочего, расходы на установку оборудования для маркировки пива могут составить сотни миллионов долларов. Оснастить одну линию обойдётся от 300 тыс. до 1 млн, а в стране работает более 1 тыс. пивоваренных заводов, на которых установлено по несколько линий розлива.
В итоге затраты опять же лягут на потребителя. Небольшие пивоваренные заводы могут вовсе не выдержать такой нагрузки, им придётся либо уходить в тень, либо закрываться.
Напомним, что эксперимент по маркировке пива планируется на следующую весну. Эксперимент — это необязательное, добровольное участие производителей и продавцов, которое даёт возможность подготовиться к полноценному запуску.
В будущем под обязательную маркировку должны попасть все товары, которые производятся в России или ввозятся в страну
Сегодня в системе маркировки зарегистрированы около 290 тыс. компаний, в т.ч. и зарубежных.
Фиксируются данные о выбытии товаров с 500 тыс. онлайн-касс.
Промаркировано 15 млрд. упаковок сигарет, 3 млрд. лекарств и 1,5 млрд. обувных товаров.
Лекарства ввозятся в Россию из 56 стран, обувь из 61 страны.
После введения маркировки на табачные изделия «вышли из тени» одномоментно 10 новых производителей, это более 30% от общего числа. Доля нелегальной продукции снизилась с 16% до 11%, а поступление акцизных сборов увеличилось на 54 млрд. рублей (за 7 месяцев).
С 1 октября начнётся эксперимент по маркировке фотокамер и вспышек.
С 1 ноября можно будет производить и импортировать только маркированные шины. Правда, ввозить и хранить ещё какое-то время можно будет. С 15 декабря будет запрещена продажа немаркированных шин, а с 1 марта следующего года запрещено и хранение.
С 1 декабря начнётся эксперимент по маркировке ювелирных изделий. Уже через месяц, с 1 января 2021 года маркировка станет обязательной, а с 1 июля будет разрешён оборот только маркированной продукции.
Хотим также напомнить, что параллельно внедряется система прослеживаемости товаров и пока идёт эксперимент. Система прослеживаемости совсем не то же самое, что маркировка, вероятно, и с её полное внедрение будет сопровождаться недовольством предпринимателей.