Обратиться в налоговую можно через Личный кабинет налогоплательщиков ООО и ИП. Как это сделать:
- открыть страницу «Мои налоги»;
- в блоке «Общая задолженность» нажать три точки сверху (меню) и перейти по ссылке «Решения о приостановлении операций по счетам»;
- в открывшейся таблице найти нужную запись с решением и нажать кнопку «Направить заявление об отмене приостановления операций по счетам»;
- в поле «Содержание» написать текст заявления об отмене решения о блокировке;
- прикрепить документы, подтверждающие устранение нарушения;
- нажать кнопку «Отправить».
По закону налоговые органы должны самостоятельно снимать блокировку, если налогоплательщик устраняет нарушения, но это не всегда срабатывает. Например, ИП решил подстраховаться и уплатить сумму большую, чем указано в требовании, с учётом возможных пени. При этом автоматическая разблокировка может не произойти, т.к. суммы разные и программа их не распознаёт.
До нововведения предприниматели должны были обращаться с заявлением на отмену блокировки расчётного счёта в налоговую инспекцию по месту регистрации бизнеса. Теперь процесс стал более удобным.
Из-за чего ФНС блокирует счета, можно прочитать в ст. 76 Налогового кодекса «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей». В частности, счета блокируются из-за непредставления налоговой отчётности и неуплаты налогов и сборов.
А мы хотим напомнить, что расчётные счета бизнеса блокирует не только налоговая, они могут быть заблокированы по инициативе банка.
Финансовые организации обязаны соблюдать антиотмывочное законодательство, т.е. № 115-ФЗ.
В связи с этим Центробанк постоянно обновляет рекомендации, как выявлять подозрительные операции, и банки вынуждены его соблюдать.
Например, согласно указанию ЦБ, с 1 октября банки должны заблокировать счёт индивидуального предпринимателя, если он не производит профессиональных расходов, а переводит все деньги на свой личный счёт. Теперь ИП лучше всего оплачиваться коммуналку и покупать канцелярку не так, как он привык — наличными или с личной карты, а с расчётного счёта, открытого для профдеятельности.
Список новых сомнительных операций в указании ЦБ № 5599-У от 20.10.20 больше 100, банки обязаны их отслеживать. Некоторые вступили в силу этой осенью, был переходный период, чтобы банки могли подготовиться.
Ещё примеры сомнительных операций, за которые предпринимателям заблокируют счета:
- банки обязаны отслеживать, когда юрлица и ИП переводят деньги в пользу третьих лиц, т.е. счёт выставили на одну организацию, а платёж проводит другая;
- следует блокировать счёт, если в последнее время были поступления, но до этого операций по счетам не было и деятельность не велась;
- если компания продаёт товары с НДС при закупках у контрагентов-неплательщиков НДС;
- если недавно созданная компания снимает более 30% денежных средств от оборота и др.
Интересно, что никакой ответственности для банков за возможные ошибки не предусмотрено. Например, ошибочно заблокировали счёт, а сорвалась сделка и нужно платить неустойку, или нужно заплатить кредит и за просрочку начислили пени, и др. Зато у банков есть «заградительная комиссия», которую они взимают, когда собираются вернуть вам денежные средства.
Бороться с произволом банков можно, и наша комплаенс-служба успешно этим занимается. Проблема в том, что предприниматели не понимают, чего от них хотят и что нужно предоставить банку, чтобы тот уверился, что операция не является сомнительной.
Наши комплаенс-менеджеры помогают оформить подтверждающие документы, написать поясняющее письмо, предпринять другие необходимые действия, чтобы разблокировать ваш счёт. Так что, если вы сталкиваетесь с такой проблемой, вы знаете, куда можно обратиться.