Как вы помните, с августа прошлого года шёл эксперимент, суть которого в подаче жалоб на ведомства, в частности, ФНС, через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Это обязательная процедура, если человек или компания собирается подавать в суд.
Эксперимент завершился, и новый порядок жалоб вступил в полную силу. Однако это не конечный этап реформы.
Возможность подать жалобу можно найти в Личном кабинете, туда же будет поступать информация о ходе рассмотрения жалобы, результатах и принятых решениях. Жалобы принимаются при наличии усиленной подписи у организации или простой электронной подписи у физлиц. Если подписи у вас нет, то приходите, мы поможем ею обзавестись.
Какие есть нюансы — на подачу жалобы даётся 30 календарных дней со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Предписание можно обжаловать в течение 10 рабочих дней. Если вы срок пропустили, но у вас на это есть уважительная причина, то он может быть восстановлен, для этого нужно подать ходатайство.
На рассмотрение жалобы ведомству даётся рабочих 20 дней. Решение по жалобе разместят в Личном кабинете на «Госуслугах» не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Так можно действовать не только в отношении ФНС, а в отношении 19 ведомств и 62 видов государственного контроля. Также в списке Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг и др.
Для всех видов госконтроля новый порядок начнёт действовать 1 января 2023 года. Перечень видов контроля, на которые распространяется досудебное обжалование, утверждён постановлением Правительства № 663 от 28.04.21.
В частности, можно пожаловаться на:
- акты, решения, предписания по результатам проверок, об обнаружении нарушений, об их устранении;
- предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда;
- решение о назначении плановой или внеплановой проверки, о проведении других мероприятий;
- действия или бездействие должностных лиц в рамках мероприятий и др.
Жаловаться можно на назначение штрафов — но недавно налоговая разъясняла, что таких жалоб можно избежать, если на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки обратиться с ходатайством о снижении санкций и подтверждающими смягчающие обстоятельства документами.
Это может быть незначительность нарушения срока, признание вины и устранение ошибок, несоразмерность деяния тяжести наказания и др. Перечень смягчающих обстоятельств открытый. У налоговых органов есть обязанность выявлять смягчающие и отягчающие обстоятельства, и соответственно на них реагировать.
Кстати, если вы помните, налоговая сегодня предпочитает действовать по-другому. Брать не проверками, а уговорами.
Инспекторы переходят к превентивной работе, потому что, как выяснилось, добровольное исполнение налогоплательщиками обязательств (или побуждение их к добровольному исполнению) более эффективно по сравнению с взысканием по результатам выездных проверок.
Как говорит Даниил Егоров, бесконфликтное администрирование является очень важным направлением деятельности для ФНС.
Количество проверок постепенно снижается, с 2015 года — в 3 раза. А вот объём аналитической работы возрастает — это когда налоговая представляет убедительные доводы и предприниматели самостоятельно доплачивают налоги.
Вот, например, мы накануне писали, что в Санкт-Петербурге в прошлом году при снижении количества выездных проверок в бюджет дополнительно поступило 13,5 млрд. рублей, из которых 11 млрд. или 82% было обеспечено именно аналитической работой. Т.е. 12% налогоплательщиков после общения с налоговой доплатили налоги в бюджет.
Как выглядит новый способ работы — налоговые органы при выявлении налогового правонарушения или возможности его совершения, уведомляют налогоплательщика о таких рисках. налогоплательщики самостоятельно определяют возможные последствия, могут добровольно уточнить свои обязательства и избежать проведения выездной налоговой проверки.
Одним из новых направлений превентивного бесконфликтного администрирования становится процесс медиации — он происходит в досудебном порядке ещё до стадии осуществления форм налогового контроля (до начала проверок).
Для этого был запущен Реестр причин возникновения споров, в котором всем причинам присваивается степень приоритетности, в зависимости от которой ведётся работа по устранению.
В чём суть медиации — она касается не самих налоговых обязательств налогоплательщика, а рисков. Как пишут сами налоговики, цель — убедить компанию, что эти риски могут привести к неуплате налогов, и рассказать, что за этим последует.
Налогоплательщик соглашается, и если не может уплатить всю сумму сразу, то составляется медиативное соглашение, в котором установлены сроки предоставления уточнённых деклараций, уплаты налогов и др.
Налоговый орган обязан придать медиации максимальную открытость и публичность, а также согласовывать её с прокуратурой. Налогоплательщик, со своей стороны, выбирает медиатора (независимого эксперта), и оплачивает его услуги.
В случае неисполнения соглашения налоговый орган может обращаться в суд, в ФССП для принудительного исполнения, а также не теряется возможность выездной налоговой проверки и доначисления налогов, пени и штрафов.
От медиации, отмечают в налоговой службе, всем одни плюсы — налогоплательщики освобождаются от штрафных санкций (которые бывают значительными), а налоговые органы от дополнительной работы в виде проверок.