Эксперимент затронет товары, приобретённые физлицами для личного пользования в зарубежных интернет-магазинах и маркетплейсах и ввезённые на территорию ЕАЭС.
А также товары, реализуемые физлицам через интернет с таможенного склада.
Распоряжением установлена группа товаров, с которой эксперимент начнётся. Это детские игрушки, товары для художественного творчества, изделия для праздников, ходунки, детские бассейны, мячи, трёхколёсные велосипеды и самокаты, детские педальные и электромобили, видеоигры и консоли, и т.д.
В чём суть — данные зарубежные интернет-площадки должны будут уведомлять Евразийскую экономическую комиссию о соответствии товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС (основываясь на сведениях, полученных от изготовителей). В этих техрегламентах описаны требования к безопасности товаров (которые, кстати, значительно выше для детских товаров, чем для взрослых).
Производится это будет путём публикации на сайтах площадок заявления (нотификации) о соответствии товаров требованиям.
Сообщать иностранным площадкам о том, что им теперь нужно оформлять нотификацию и размещать на сайте, будут операторы электронной торговли. Из документа пока неясно, кто именно будут эти операторы, вероятно, службы доставки «Почты России», FedEx, DHL и пр.
Итак, операторы должны будут сообщать и проверять наличие сведений. А также они будут обязаны подавать декларации на товары и иные документы, содержащие необходимые сведения, передавать их таможенным органам, исчислять и уплачивать таможенные платежи, совершать иные таможенные операции и т.д.
Сроки проведения эксперимента — год, с 1 июля текущего года по 31 декабря 2022 года. Это общие сроки, в каждом государстве будут самостоятельно определять порядок проведения.
Как вы догадываетесь, уже возникло недовольство российских производителей игрушек и других товаров, включённых в вышеуказанный перечень.
На этой неделе в Минпромторг обратилась Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.
Основная претензия в том, что заявление (нотификация) — это декларация, составленная в свободной форме. Однако российским производителям законодательство предписывает проводить сертификацию товаров — а это сложная и дорогая процедура.
Как поясняют в Ассоциации, сертификация включает исследование образцов в аккредитованных Росаккредитацией лабораториях, инспекцию производства, ежегодный контроль и другие мероприятия. На компанию также ложатся расходы по оплате проезда и проживания проверяющих специалистов. В целом, одному российскому производителю это может обходиться до 1,5 млн. рублей в год.
А оформление заявления о соответствии техрегламентам будет стоить иностранных компаниям не более 100 тыс. рублей (это оплата только за исследования).
В итоге условия конкуренции на рынке будут нарушены — и не в пользу отечественных товаров. В Ассоциации считают, что новый эксперимент создаёт условия для кратного увеличения оборота иностранных товаров, т.к. упрощает процедуры растаможивания, сокращает время их прохождения, ускоряет доставку и возврат.
А российским производителям никаких послаблений не предвидится, соответственно, российские товары не смогут оперативно составить конкуренцию зарубежным. В АИДТ предлагают исправить ситуацию.
В Евразийской экономической комиссии прокомментировали, что это всего лишь эксперимент, по итогам которого будут приниматься соответствующие решения, сообщают «Известия».
Непонятно, правда, что этот год делать российским производителям, ведь рынок онлайн-торговли, получив толчок в пандемию, растёт значительными темпами и тенденция продолжается.