Жалобы в приложениях
Банк России обязал крупные банки дополнить функционал своих приложений возможностями для противостояния мошенникам.
С 1 октября 2025 года в мобильных приложениях должна появиться возможность оперативно сообщить о действиях мошенников.
Можно будет сообщить о мошенническом переводе, заблокировать подозрительную операцию, а также получить электронную справку от банка для обращения в полицию.
Если гражданин решит обратиться в полицию, а сотрудники правоохранительных органов будут запрашивать данные в Банке России, последний перенаправит запрос в банк. Последний сможет получить информацию от клиента через мобильное приложение — гражданин должен будет подтвердить или опровергнуть информацию о совершении операций под влиянием мошенников.
Также крупные банки должны начать принимать обращения от граждан, которые через банкомат перевели наличные деньги на счета злоумышленников с помощью токенизированных карт.
Причём, от всех граждан, независимо от того, является ли пострадавший клиентом банка или нет.
Немного статистики
Хотим привести вам немного статистики из пояснительной записки к законопроекту о противодействии кибер-мошенничеству, который уже принят в 1 чтении, а второе запланировано уже на следующую неделю.
По данным МВД за 9 месяцев 2024 года:
- произошло почти 261 тыс. преступлений с использованием средств связи, из них почти 158 тыс. являлось мошенничеством;
- также за это время совершено почти 774 тыс. преступлений с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, что на 16% больше показателя 2023 года (в 2023 году рост случаев таких преступлений составил 30% по сравнению с 2022 годом).
По данным Роскомнадзора, 25% преступлений в киберсфере составляют кражи с банковских счетов.
В 2024 году было зафиксировано 486 тыс. случаев онлайн-мошенничества, размер ущерба от таких преступлений составил 200 млрд рублей, что на 36% больше показателя предыдущего года.
Приёмы мошенники применяют разные - звонок от имени сотрудника банка или из правоохранительных органов, объявления в интернете о купле-продаже, дистанционные оформления кредитов, взлом соцсети и мессенджеров и просьба в долг у друзей, фишинговые сайты и др.
Также в 2024 году в 6 раз сократилось число абонентов, у которых на руках больше 1 тыс. sim-карт. Напомним, что с 2025 года россияне могут оформить не более 20 sim-карт, а иностранцы не более 10.
Кроме того:
- в 2024 году произошло 135 утечек баз данных с более 710 млн записей;
- в 2023 году установили 168 фактов утечки с 300 млн записей.
От себя напомним, что осенью прошлого года были значительно увеличены штрафы за утечки персональных данных, вот тут у нас подробности.
По данным «Яндекса», из 1,5 млрд звонков с незнакомых номеров на смартфоны с установленным приложением определителя номера от компании:
- 800 млн были нежелательными для абонента;
- 55 млн были заблокированы автоматически.
На 25% увеличилось количество мошеннических звонков с предложением банковских услуг и от якобы сотрудников банков.