Кто
Первый приказ из нашего списка содержит 5 разделов, в которых, соответственно, перечислены те самые вышеупомянутые факторы:
- химические;
- биологические;
- аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли;
- физические;
- факторы трудового процесса.
Ещё один, последний, раздел посвящён перечню работ, при которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Список довольно большой, в нём есть, например, работы по техническому обслуживанию электроустановок, аварийно-спасательные работы, по тушению пожаров, и др. Не будем приводить, вы сами можете с ним ознакомиться.
Нас больше всего интересуют медосмотры офисных работников, которых из нас, скорее всего, большинство.
Как мы писали, ранее такие медосмотры были обязательны для всех работников, которые подвергаются воздействию электромагнитного поля компьютера не менее 50% от рабочего времени. Это закреплено в приказе Минздрава № 302н от 12.04.11, который сегодня действует последний день.
С 2011 года новые технологии в изготовлении компьютеров и остальной техники избавили нас от вредных излучений и около года назад в приказ были внесены поправки, устанавливающие допустимый уровень электромагнитного излучения. Только при его превышении офисные сотрудники должны были быть отправлены на медосмотр.
Собственно, это освободило большинство офисных работников, работающих на более-менее современном оборудовании, от медосмотра.
В новом приказе № 988н/1420н понятие «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)» осталось без изменений. Однако из него исчезло уточнение «при превышении предельно допустимого уровня». Как можно понимать, теперь снова все сотрудники офисов, использующие компьютер, должны проходить медосмотры.
Возможно, поступят какие-либо разъяснения от ведомств, но пока их нет, следует опираться на принимаемые документы.
Как узнать уровень излучения? Заглянуть в результаты специальной оценки условий труда, которую должна организовать все работодатели, мы о ней неоднократно писали и даже сами можем помочь в её проведении.
Если результаты показывают, что излучение соответствующего диапазона есть, то работник должен быть направлен на медосмотр.
Как
Как именно должны проходить медосмотры, устанавливается приказом № 29н.
Там есть указания на то, каких следует проходить врачей, какие виды исследования и с какой периодичностью. В частности, всем обязательно нужно будет посетить терапевта, невролога, нарколога и психиатра, остальное зависит от характера работы.
Например, если сотрудники много разговаривают, более 20 часов в неделю (это, скорее всего, про колл-центр), то их раз в год должен осматривать лор.
Есть и противопоказания, при которых нельзя допускать к определённого вида работам.
И сроки по медосмотрам тоже есть — в приложении-таблице к приказу.
В приказе уточняется, для каких сфер он применим.
И то, что организация медосмотров проводится за счёт работодателей с возмещением за счёт средств ОМС.
И что делать, если работник медосмотр не прошёл — по своей вине или по вине работодателя, ну, или по какой другой причине. До работа он в любом случае не может быть допущен, но там есть ещё нюансы.
И, самое важное, обратите внимание, теперь не всем работодателям, а только тех сфер, где непосредственно обслуживается население (например, общепит) следует составить перечень профессий и вредных факторов, и представить его в территориальный орган, уполномоченный на проведение санэпиднадзора.
За невыполнение новых положений приказов работодателей могут оштрафовать по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — до 130 тыс. рублей.
А, да, всё это требует пересмотра и обновления всех внутренних документов компании, которые так или иначе затрагивают охрану труда, медосмотры и здоровье сотрудников. Мы, кстати, можем помочь актуализировать, обращайтесь.
Попутно следует подумать над обновлением офисной аптечки для оказания первой помощи работникам. Правда, для этого ещё есть время до 1 сентября, но всё же ознакмиться с приказом Минздрава № 1331н от 15.12.20 можно уже сегодня.
Спойлер: в состав добавлены маски, санитайзеры и вот это всё.
И, конечно, над вакцинацией сотрудников, которая обязательна не для всех, подробнее можно прочитать в постановлении Правительства № 825. А про диспансеризацию — в приказе Минздрава № 124н от 13.03.19.
В общем, заботьтесь о своём здоровье и здоровье своих сотрудников, а мы позаботимся о вашей бухгалтерии и кадровых документах.