В связи с ухудшающейся эпидемиологической обстановкой и повышенным спросом на лекарства Центр развития перспективных технологий объявил о том, что будет формировать, выдавать и прослеживать коды на лекарственные препараты на безвозмездной основе.
Условие — лекарства должны быть произведены с ноября текущего года до февраля следующего.
Кроме того, система маркировки в данной сфере будет временно носить уведомительный характер. Т.е. наличие или отсутствие маркировки на лекарственных препаратах не станет препятствием к продаже их в аптеках и использовании в медучреждениях.
Уже опубликовано постановление Правительства № 1779 от 02.11.20, которым упрощается система мониторинга движения лекарственных препаратов:
- Во-первых, продавцы лекарств смогут выводить их из оборота через кассы и регистраторы выбытия сразу после уведомления системы о поступлении препаратов. Т.е. не нужно ждать от системы подтверждения, что сведения о приёмке зарегистрированы.
- Во-вторых, до середины следующего года будут работать упрощённые механизмы обратной приёмки лекарств при их ввозе и обороту внутри страны. Участникам торгового оборота не нужно ждать от поставщиков подтверждения приёмки, от держателей или владельцев регистрационного удостоверения подтверждения ввоза. Можно незамедлительно оприходовать лекарства и проводить дальнейшие необходимые действия.
- Наконец, в-третьих, обязанность по маркировке, т.е. по передаче сведений в систему, для всех участников отношений хоть и сохраняется в полном объёме, но для дальнейших операций с препаратами не обязательно дожидаться успешного ответа от системы.
Во всех случаях система маркировка будет самостоятельно достраивать цепочку движения препаратов и проводить анализ данных.
Ранее Росздравнадзор рекомендовал аптекам отключить в своих товаро-учётных системах избыточные проверки статуса лекарственных препаратов в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов (письмо № 01И-2007/20).
Правительство, ведомства и оператор системы маркировки ЦРПТ оперативно отреагировали на жалобы производителей, импортёров и продавцов лекарственных препаратов, которые в последний месяц стали всё чаще жаловаться на невозможность работать.
Напомним, что обязательная маркировка лекарств началась с 1 июля. Однако работать в системе смогли не все — из-за постоянных сбоев. В Ассоциации международных фармацевтических производителей рассказали, что 2/3 участников рынка испытывают проблемы при прохождении таможенных процедур из-за нестабильной работы системы маркировки. Вплоть до того, что на разных этапах «зависли» более 450 наименований препаратов общим объёмом более 40 млн упаковок.
Из-за этой же причины продавцы не могли продавать продукцию даже несмотря на её наличие. При этом получали штрафы за то, что в такой сложной эпидемиологической обстановке не имеют достаточно лекарств первой необходимости.
Причём задержки в системе маркировки доходили до 2 недель и более — это при регламентированных нескольких десятков минут, жаловались участники рынка.
Даже в Госдуме вступились за предпринимателей. Рабочая группа Госдумы по лекарственному обеспечению просила Правительство установить уведомительный порядок маркировки, отменить взимание платы, а Роспотребнадзор и Генпрокуратуру не штрафовать за нарушения.
«Сбои привели к реальному нарушению прав граждан. Возникла ситуация, когда лекарств в стране достаточно, но из-за сбоев в системе их невозможно продать в аптеке, использовать в больницах, они лежат мёртвым грузом на складах», — рассказал глава рабочей группы Андрей Исаев.
Что интересно, вину за сложившуюся ситуацию Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров возложил исключительно на бизнес.
По его словам, в системе маркировки было зафиксировано всего 2 сбоя, которые были устранены в течение суток. А все проблемы связаны с недостаточной технической готовностью организаций к работе с системой маркировки.