Для этого лицо, подавшее жалобу, должно подать ходатайство о приостановке. Также рассмотрение жалобы может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа, но оно выносится только по вескому основанию.
Среди таких оснований, например, если жалобу невозможно рассмотреть, пока суд не примет решение по взаимосвязанному делу, либо пока не будет рассмотрено заявление о проведении взаимосогласительной процедуры (согласно гл. 20.3 НК РФ).
Зачем требуется такая приостановка, частично уже понятно, — чтобы прояснить все обстоятельства дела, чтобы налогоплательщик мог предоставить дополнительные документы или доказательства нарушений или бездействия должностных лиц налоговых органов.
Такие изменения внесены в ст. 140 НК РФ. Появилось и новое основание для прерывания срока рассмотрения жалобы и исчисления его заново. В частности, если заявитель представляет дополнительные документы, то сроки рассмотрения исчисляются снова — теперь они будут идти с момента получения документов налоговыми органами.
Есть и новые основания для полного прекращения рассмотрения жалобы:
- спор на ту же тему и по тем же основаниям был уже ранее рассмотрен и разрешён судом;
- если подавшие жалобу организация или ИП уже исключены из реестров по инициативе руководства компании или по решению регистрирующего органа;
- в случае объявления умершим физлица, подавшего жалобу.
Зачем такие изменения — недавно налоговая выпустила новое письмо № БВ-4-7/3060@ от 10.03.21, которое меняет подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды.
В этом письме ФНС кардинально меняет позицию в отношении налоговой реконструкции при выявлении нарушений, допущенных налогоплательщиками.
Письмо является некоей методичкой по применению ст. 54.1 НК РФ.
В связи с этим прогнозируется беспрецедентное увеличение количества жалоб от бизнеса по пересмотру решений о доначисленнии налогов. В т.ч. и ранее принятых, которые окажутся неправомерными с точки зрения нового подхода. Об этом в СМИ рассказал заместитель главы ФНС Константин Чекмышев.
Из-за этого также меняется структура Управления досудебного урегулирования налоговых споров — некоторые отделы упраздняются, но и создаются новые, например, отдел анализа и автоматизации процессов досудебного урегулирования и цифровизации причин возникновения споров. Увеличено количество сотрудников с 82 до 104.
Обещают запуск отдельной платформы по досудебному урегулированию налоговых споров. Хотя, вроде, хорошо работает специальный сервис на сайте ФНС, а также другие способы подачи жалоб, например, налогоплательщики могут пожаловаться по ТКС.
Что будет удобно на платформе — возможность подавать формализованные жалобы. Т.е. выбрать из уже предложенных вариантов и заполнить готовые формы.
По словам Константина Чекмышева, каждая жалоба является для ФНС инцидентом, который позволяет по методологическим блокам распределить причины её возникновения и устранить их.