Самозанятые — как новый вид производителей и продавцов
Как вы сами видите, новый вид предпринимателей появился, а новые права по соблюдению прав потребителей у них не возникли. Ну, точнее, как — формально не возникли.
Сейчас в законе чётко прописано, на кого распространяется закон, — там есть определение продавцов и исполнителей, которыми являются юрлица и ИП, а самозанятые там пока не указаны. Поэтому требования закона на них вроде как не распространяются.
Поправками предлагается дополнить определение — самозанятые войдут в «иные лица, осуществляющие в соответствии с законом отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». После вступления поправок в силу, при всех сделках с самозанятыми будут применяться нормы законодательства о защите прав потребителей.
Таким образом законодательный пробел будет устранён, а права клиентов самозанятых защищены.
И как новый вид покупателей
Как несложно догадаться, самозанятые выступают не только исполнителями услуг и продавцами товаров, но и потребителями. Причём закупки они могут делать не только в личных целях, но и в связи со своей деятельностью, но всё равно попадают под действие закона как потребители.
Сегодня в законе о защите прав потребителей написано, что потребитель — это тот, кто осуществляет покупки не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако деятельность самозанятых не предпринимательская, она профессиональная. Таким образом, даже закупаясь для целей своей деятельности, они могут рассчитывать на защиту своих прав как потребителей.
А это несправедливо, посчитали законодатели.
В новой версии закона потребитель — это тот, кто заказывает или приобретает товары или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью.
Отдельно пропишут права самозанятых, когда они всё же покупают что-то для себя или продают что-то своё, уже ненужное. В таких случаях они вправе рассчитывать на гарантии, установленные законом.
То же распространят на ИП, которые также натерпелись по этому поводу.
Из неожиданного
В законе собираются расшифровать понятия «вывеска». Дело в том, что по закону производители и продавцы (и все остальные предприниматели) должны доводить до потребителей название организации, место её нахождения и режим работы.
Все эти сведения размещаются на вывеске. Однако определения понятия «вывеска» в законе нет.
В результате этого, как вы понимаете, возникало множество судебных разбирательств, которые доходили даже до Верховного суда.
Разъяснения, которые давали ведомства по этому вопросу, не вносили ясности. К тому же они не являются нормативно-правовыми актами и не имеют законного характера.
Теперь в законе должно появиться чёткое определение данного термина. Вот как предлагается трактовать вывеску.
Вывеска – информационная конструкция, расположенная при входе в объект, в котором продавец (исполнитель) осуществляет деятельность, связанную с продажей товаров, выполнением работ (оказанием услуг), назначение которой состоит в доведении до сведения неопределённого круга потребителей обязательной информации, предусмотренной настоящим Законом, не направленной на привлечение внимания к товару (работе, услуге), формирование или поддержание интереса потребителя к нему, его продвижение на рынке и не преследует целей, связанных с рекламой».
Помимо прочего, на вывеске нужно будет указывать адрес сайта и e-mail при наличии, а также адрес для направления претензий.
Кто всё же будет доказывать наличие недостатков
Как известно, потребитель имеет право предъявлять требования относительно недостатков товаров или услуг, если они обнаружены в течение гарантийного срока. При его отсутствии — в разумный срок в пределах 2 лет (5 лет относительно строительства и недвижимости).
При этом в отсутствии гарантийного срока доказывать возникновение недостатков должен потребитель. Если ему удастся доказать, что дефекты возникли до принятия товаров или услуг, или по обстоятельствам, возникшим до этого момента.
Вот возьмите такой простой пример -— настраиваете вы дома безлимитный доступ в интернет.
Первое время радуетесь, а после определённого периода скорость падает, т.е. происходит снижение качества оказываемых услуг.
На эти услуги не установлен гарантийный срок, следовательно доказывать факт и причины ухудшение качества должны вы сами.
Однако доказать это не так-то просто, а зачастую вовсе невозможно. В результате права потребителя ущемляются. Это и хотят исправить в законе.
Новыми поправками хотят закрепить, что доказывать нужно будет не наличие недостатков, а их отсутствие, и делать это будет не потребитель, а продавец или поставщик услуг. Речь идёт о случаях, когда гарантийный срок не установлен или составляет менее 2 лет.
А вообще, пропишут, что гарантийный срок не может составлять менее 1 года.
В заключение
Не дожидаясь поправок в закон о защите прав потребителей, налоговая уже приравняла самозанятых к юрлицам и ИП. Интересный вопрос и ответ на него появились на сайте службы в «Часто задаваемых вопросах» — кто-то поинтересовался, нужен ли плательщику налога на профессиональный доход «Уголок потребителя».
В ФНС считают, что по закону потребители имеют право требовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах или услугах, их изготовителе или продавце, режиме работы и др. Данную информацию можно узнать как раз из этого «уголка», который обязаны оформить все производители, исполнители, продавцы и т.д.
И хотя в законодательстве такие требования непосредственно для самозанятых отсутствуют, указывают в ФНС, по сути самозанятые — те же продавцы товаров и исполнители услуг, следовательно, на них распространяется закон и «уголок» они оформить тоже должны.
Вот интересно, обязывая самозанятых иметь «уголка» и вывески, налоговые инспекторы не задаются вопросом — в каком месте подъезда они должны это всё повесить?..