По результатам исследования более 75% населения России за последние 12 месяцев переводили деньги через интернет или мобильный банкинг.
За 2 года этот показатель вырос более чем на 20 п.п. Надо думать, что основным толчком послужило распространение коронавируса и принятые в связи с этим меры — ограничения в работе компаний, самоизоляция и т.д.
Также этому способствовало, внедрение онлайн-касс и POS-терминалов: с января 2019 года по январь 2020-го их стало 3,6 млн. единиц, рост 39%.
Использование банковских карт растёт активными темпами. В 2020 год их доля в розничном обороте увеличилась до 67,6% (на 10,6 п.п.). Доля безналичных платежей выросла до 70,3% (на 5,6 п.п.).
Для справки:
- В мае 2016 года дистанционный доступ к банковским счетам для осуществления перевода денежных средств использовали всего 23,7% респондентов.
- В 2018 году впервые доля безналичных платежей в розничном обороте превысила долю наличных.
- В 2019 году граждане продолжали воспринимать онлайн-сервисы больше как дополнительные каналы доступа к финансовым услугам, но показатель достиг 55,2%.
Банк России постепенно формировал условия для развития дистанционного доступа к финансовым услугам, в т.ч. создавая и поддерживая цифровые финансовые сервисы — удаленная идентификация, Единая биометрическая система, Система быстрых платежей, проект «Маркетплейс», Цифровой профиль гражданина, цифровой рубль, электронный документооборот и др.
Как показывают периодические опросы граждане всё больше предпочитают онлайн-доступ к банковским услугам. И не только для совершения платежей, но и для вкладов, кредитов, страхования и т.д.
В ЦБ заявляют, что собираются и дальше стимулировать рост использования населением и бизнесом дистанционных каналов обслуживания вместо обращения к физическим отделениям банков. Но пока ещё население и бизнес не готовы полностью отказаться от посещения отделений.
Кроме того, не на всей территории России есть интернет и каналы онлайн предоставления финансовых услуг не всегда подходят всем. Это несколько тормозит развитие дистанционного обслуживания.
Интересно, что одновременно с ростом безналичных платежей уровень удовлетворённости граждан услугами финансовых организаций снизился до 75%, хотя уровень удовлетворённости представителей малого и среднего бизнеса вырос до 82,3%.
Как отмечают в ЦБ, главным фактором удовлетворенности потребителей финансовыми услугами настоящее время являются дистанционные каналы. Остаётся сделать вывод, что во время пандемии онлайн предоставление услуг для предпринимателей работало всё же намного лучше, чем для физических лиц.
Что касается мер поддержки в 2020 году, то 73,5% граждан воспользовались реструктуризацией кредитов и займов, и положительно отозвались о программе. Около 89% предпринимателей получили беспроцентные кредиты, кредиты с возможностью списания и льготные кредиты под 8,5%, и позитивно оценили эти программы. Подробности вы сами можете узнать из аналитической справки.