«Эффективность льгот» является совместным проектом Минфина и ФНС, созданным на базе АИС «Налог-3».
У ФНС скопился довольно большой объём данных благодаря разработке цифровых сервисов и получению налоговой и финансовой отчётности предприятий. В рамках системы это будет использоваться для анализа, как налоговые режимы и льготы влияют на показатели предприятий-налогоплательщиков.
Это, в свою очередь, поможет сформировать льготную политику государства в рамках «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023-25 годы».
Старт разработке новой аналитической платформы для системной автоматизированной оценки эффективности инвестиционных льгот и преференциальных налоговых режимов был дан в 2021 году.
«Мы всё время плодим различные преференциальные налоговые режимы, даём дополнительные налоговые льготы, к нам часто обращается бизнес за этим. Но мы никогда не смотрели: а как всё это работает, как те или иные налоговые льготы повлияли на работу бизнеса?», — сказал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая на сессии.
Он пояснил, что цель предоставления льгот с точки зрения государства — создание стимула для инвестиций, новых рабочих мест, модернизация производства и др.
Теперь можно проводить аналитику на микроуровне, оценивать влияние льгот на отдельно взятое предприятие, делать выводы, — действительно ли господдержка способствует росту инвестиций, числа научных разработок, фонда оплаты труда и др.
«Эффективность льгот» поможет понять, как настраивать режимы, как относиться к запросам на налоговые льготы. Ключевая задача для нас — видеть аналитику по каждому налогоплательщику, который применяет те или иные налоговые преференции», — сказал Алексей Сазанов.
Система позволяет производить анализ операционной рентабельности и доходности активов, они рассчитываются для получателей льгот и других налогоплательщиков отрасли. Затем результаты анализируемого предприятия сравниваются с компаниями той же отрасли, выявляются расхождения с учётом льгот и без них.
Льгота признается эффективной, если организацией получает доход за счёт мер господдержки и отклонения от типовой бизнес-модели отрасли. Неэффективной — если у компании отсутствуют вложения в развитие, происходит стагнация ФОТ, капиталовложений, расходов на научную деятельность, при этом денежные средства изымаются из оборота.
«Можно придумывать любые системы, но когда эти системы строятся на необъективных данных, ценность результатов на выходе равна нулю. Поэтому перед нами стояла задача выстроить такую систему, которая, прежде всего, основывается на данных, которые нельзя оспорить. Такие данные есть в ФНС — это бухгалтерская и налоговая отчётность, которые и легли в основу анализа. А потом мы решали непростую задачу: как на этих объективных данных сформировать алгоритмы, позволяющие сделать корректные выводы», — сказал директор Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Денис Борисов.
По его словам, с каждым годом объём обрабатываемых данных будет увеличиваться, а анализ углубляться.
В частности, по оценкам Минфина, в в 2020 году уровень налоговых расходов в стране составлял 5,3 трлн. рублей, к 2024 году этот показатель достигнет 7,5 трлн. рублей.