+7 (812) 209-16-60

Единой базы компьютеров и смартфонов компаний не будет

Центробанк закрыл проект по созданию единой базы смартфонов и компьютеров юрлиц и ИП. Предполагалось, что анализ устройств, с которых ответственные лица компаний заходят в личные кабинеты и совершают финансовые операции, поможет в борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов и с уходом от уплаты налогов.

27.11.2020

Вообще, обязанность анализировать устройства клиентов у банков было и ранее, но не предпринимались попытки объединить сведения в одну базу. Единый реестр помог бы финансовым организациям сопоставлять информацию, которая известна разным банкам, тогда как сейчас им доступна только из собственных источников.

Единая база должна была бы добавить ещё несколько пунктов в список операций, которые должны вызывать подозрение у банков. Например, совершаются разными клиентами с одного устройства или с одного устройства в разных банках.

На площадке ассоциации «Финтех» был даже создан прототип сервиса «Анализ технических устройств». Банки начали с ним работать ещё прошлым летом, однако не предпринимали попыток к его развитию. Через полгода проект был перезапущен, но с тем же результатом. И вот теперь принято решение окончательно его закрыть.

При этом, Центробанк не отказался от идеи создать подобную базу, но теперь сервис будет реализовываться в рамках собственной разработки регулятора — централизованной межбанковской информационной платформы «Знай своего клиента» или KYC, Know your customer. Её ЦБ презентовал ещё летом, мы об этом писали.

К платформе помимо информации из банков будут подтягиваться доступные ЦБ данные — из платёжных систем, органов власти, правоохранительных органов, Росфинмониторинга и др. На данный момент у банков нет возможности получить такую же информацию о клиентах, которой располагает Центробанк. 

Регулятором выпущены различные положения и методички, которыми должны руководствоваться банки при работе с фирмами и гражданами. На их основе по не совсем единообразным принципам самими же банками формируются правила работы. Новый сервис имеет цель в т.ч. унифицировать подход банков к оценке рисков.

На платформе оценка компаний (и физлиц тоже) будет проводиться автоматически по более чем сотне критериев, в результате все клиенты банков будут разделены на три группы с точки зрения риска: красную, жёлтую и зелёную.

Любой банк — участник системы сможет сам решить, открывать ли счета таким клиентам, отслеживать все или часть операций, проводить ли подозрительную операцию и т.д.

В ЦБ уверены, что юрлицам и ИП также будет прямая выгода от работы платформы — не будет столь большого количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных банков, и как результат сократятся блокировки счетов.

Банки сконцентрируются на работе исключительно с сомнительными клиентами.

Есть и другие инициативы, появившиеся в последнее время, которые заменяют необходимость создания вышеупомянутой единой базы:

  • с октября текущего года каждый банк обязан передать в ИФНС всю информацию об устройстве банковского клиента, с которого была совершена операция по счету (IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и др.).
  • готовятся обновления в положение 375-П (о требованиях к банкам в борьбе с обналичиванием) — банки получат возможность узнавать, какие счета в разных банках открыла с одного устройства компания.

По данным ЦБ, пишет РБК, в первой половине 2020 года объём операций с признаками обналичивания средств достиг 38 млрд. рублей. 

Почти 25% пришлась на операции юрлиц.

Читайте также

18 апреля 2024
В 2023 году снизилось количество налоговых проверок и доначисления бизнесу

Подведены итоги проведения выездных налоговых проверок в 2023 году.

17 апреля 2024
Сколько налогов платят предприниматели на каждый рубль господдержки

Статистику привели в Минэкономразвития — на каждый рубль, потраченные на поддержу бизнеса, предприниматели заплатили 2,5 рубля налогов в бюджет.

16 апреля 2024
Задай вопрос ФАС – предпринимателям помогут разобраться в госзакупках

ФАС и Центры «Мой бизнес» начинают программу поддержки для предпринимателей, столкнувшихся с проблемами в сфере закупок.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить