Что нового
Какие новые обязанности появляются у всех участников оборота упакованной воды с 1 ноября, т.е. уже через неделю:
- введение объёмно-сортового учёта — нужно будет передавать в «Честный знак» информацию о коде и количестве товара вместо кодов маркировки всех единиц продукции или кодов агрегированных групповых и логистических упаковок;
- использовать электронный документооборот — передавать данные в «Честный знак» исключительно через оператора ЭДО, которые будут передавать информацию в «Честный знак»;
- передавать в «Честный знак» сведения о выводе из оборота по причинам, не связанным с реализацией, — например, утерей, дарением, использованием для собственных нужд и др.
Новые правила коснутся всех — производителей, импортёров, оптовых и розничных торговцев. Всем компаниям, работающим с упаковонной водой, нужно подключиться к системе ЭДО и наладить процессы обмена документами.
Последнюю неделю участники рынка могут работать «по старинке» — производители и импортёры заказывать в «Честном знаке» коды маркировки, распечатывать, наносить на упаковку и вводить воду в оборот. А оптовые и розничные продавцы получат сведения из системы, отсканировав коды.
Что маркируют
Напомним историю вопроса:
- с 1 декабря прошлого года производители и импортёры начали маркировать минеральную воду;
- с 1 марта текущего года началась маркировка и других категорий упакованной воды.
Какая вода должна быть обязательно маркирована:
- упакованная природная минеральная вода, газированная и негазированная, произведённая после 1 декабря 2021 года;
- прочие природные и искусственные минеральные воды, в т.ч. газированные и без добавок, произведённые после 1 марта 2022 года.
Вода, упакованная до этих дат, маркировке не подлежит, остатки можно распродавать без маркировки.
С 1 марта следующего года начнётся сканирование кодов маркировки на кассе в магазинах и передача этой информации в «Честный знак».
Розничным магазинам нужно готовиться и проверять, готовы ли их онлайн-кассы к работе с маркировкой.
Что ещё нового
Такие же обязанности по объёмно-сортовому учёту и ЭДО были введены для молочной отрасли с 1 сентября. Переходный период, когда предприятия могут подготовиться и отладить процессы, установлен до конца мая 2025 года.
Изменились правила и для товаров из натурального меха. Изначально маркировка в этой отрасли была реализована в рамках отдельной Государственной информационной системы. Теперь же участники рынка также должны передавать информацию в «Честный знак», отдельный информационный ресурс 1 сентября был отключен.
Зачем это нужно
Власти уверяют, что маркировка способствует уменьшению подделок товаров. Центр развития перспективных технологий, который является оператором «Честного знака», приводит цифры:
- первый этап маркировки упакованной воды «обелил» рынок более чем на 12%;
- более 150 компаний осуществляли упаковку воды и не подавали сведения о своей деятельности ни в один госорган;
- сегодня коды на воду наносят более и более 70 тыс. участников рынка.
Также есть информация и по другим отраслям. Например, рынок обуви за год благодаря маркировке «обелился» на 19%, в т.ч. в Москве на 3%, в Санкт-Петербурге на 11%. Объём продаж вырос на 15%, однако, из-за ухода иностранных компаний официальный оборот всё же снизился.
Маркировка, как уверяют власти, позволяет собирать полную статистику по отрасли, прослеживая весь путь товара от производства до конечного потребителя.
Покупатели могут узнать о товарах с помощью приложения «Честный знак», которое уже было установлено более 7 млн. раз.
Напомним, что система маркировки «Честный знак» появилась в 2019 году. На данный момент маркируют молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, товары лёгкой промышленности, шубы, духи, шины, фотоаппараты и др.
Идут эксперименты по маркировке БАДов, медицинских изделий, антисептиков, пива, слабоалкогольных напитков, электронных сигарет и жидкостей, и др.