О чём мы хотим вам напомнить — о том, что чуть не каждый день сталкиваемся c отличием в ценах товаров, лежащих на прилавках и попадающих на кассу. Разница обычно не пользу покупателя, и зачастую это обнаруживается уже после оплаты.
Но даже в этом случае можно защитить свои права.
Попались на глаза свежие разъяснения Роспотребназора о действиях потребителей при отличающихся ценах на ценнике и на кассе.
Они будут полезны не только потребителям, но и продавцам, которые тоже должны знать свои права и не идти на поводу у потребителей в любых вопросах.
В ведомстве напоминают, что ст. 10 упомянутого нами закона № 2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей» и п. 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства № 2463 от 31.12.20, закрепляют право граждан получать необходимую и достоверную информацию о товаре, которая обеспечивает безошибочный выбор. Предоставить такую информацию в наглядной и доступной форме — обязанность продавца.
Реализацией права как раз является информация на ценнике, более того, ценник (с товаром) — это публичная оферта, т.е. предложение, условия которого продавец обязан соблюдать (термин описан в Гражданском кодексе).
Таким образом, на магазин накладывается обязательство продать товар по той цене, которая указана в этой оферте, т.е. на ценнике.
Если вы приходите в магазин и берёте товар, будучи уверены, что цена одна, а на кассе выясняется, что она другая, то вы имеете право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Обычно продавцы уверяют, что просто не успели поменять цену, т.к. у них слишком много работы, но это, как говорится, их трудности и проблемы.
Следует в первую очередь уведомить администрацию о возникшей ситуации. Затем вы можете потребовать продать товар указанной на ценнике стоимости.
Даже если товар был уже пробит и оплачен, вы всё равно можете потребовать вернуть разницу.
В ведомстве обращают внимание, что если вы сами неверно рассмотрели цену, то претензий предъявлять не можете.
Или если возникла ситуация, когда ценники просто перепутали, под одним товаром повесили ценник другого, — вы глянули на цифры, но не прочитали, что это ценник от кефира, а не от молока, которое вы взяли с полки. В таком случае тоже нельзя будет купить товар по ошибочной цене. Всё, что вы можете — потребовать от продавца навести порядок.
Кроме того, п. 2 вышеуказанных Правил разрешает потребителям фотографировать выкладку товаров – вы можете это сделать, чтобы доказать свою правоту.
А при отсутствии надлежащей реакции и действий со стороны продавцов, можно обратиться с соответствующей жалобой в Роспотребнадзор (вот тут есть список адресов, только узнайте заранее, принимают ли инспекторы, возможно, жалобы принимаются исключительно дистанционно в связи со сложившейся обстановкой).